Этика – это отрасль философского знания, которая исследует нравственность и мораль.
Сущность понятия «выгодная связь»
Процесс решения деловых и личных проблем часто зависит от того, насколько человек развивает собственные связи и коммуникации. Если проблемы в юридическом, экономическом, моральном плане решаются за счет использования положения отдельных людей, которые имеют привилегированный доступ к благам либо власти, то это явление нельзя назвать позитивным.
Такие ситуации описываются устойчивым выражением «достать по блату». Ученый Нильс Нильсон занимавшийся исследованием проблемы блата в СССР и современной России, сформулировал несколько ключевых вопросов, которые способны прояснить антинравственную природу конкретных поступков.
Если человеку оказали услугу, пользуясь определенными полномочиями, то он должен задать себе ряд вопросов:
- Ммеет ли это лицо права на продукты или услуги, которые он предоставил, на законных основаниях? Какую природу имеет власть этого лица? Кому действительно принадлежать предоставленные услуги или товары?
- Имеют ли другие люди возможность, которая была предоставлена вам? Справедливо ли распространена данная услуга?
- Можно ли считать секретным договором оказанную вам услугу? Можно ли говорить об этом другим людям в том случае, если есть реальная возможность попасть в неловкое положение?
Такие вопросы, конечно, не дадут полного ответа об этичности поступка, но смогут хотя бы понять степень приличности совершаемых действий. Участие в такого рода сделках всегда предполагает ответные услуги со стороны личности. Таким образом, система неформальных отношений разрастается весьма сильно. Все это существенно подрывает существующие нормативные официальные взаимоотношения между организациями и людьми.
Жизнь по правилу «ты мне – я тебе» разрушает доверие между людьми и организациями. Ценность личности при этом определяется не ее заслугами, профессионализмом и человеческими качествами, а способностью делать что – либо и предоставлять «конкретным лицам» материальные блага, исполняя при этом любые необходимые указания.
Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров и услуг может принимать сложные формы. Речь идет о тех ситуациях, когда человек представляет не личные интересы, а интересы организации. Возможно ли заводить панибратские отношения, если на кону стоит престиж не только личности, но и ее коллег.
Одним из максимально ярких проявлений этики выгодных связей, которые имеют кратковременный характер, является взятка.
Взятка – это деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве оплаты, совершаемых им преступных, караемых законом действий в пользу взяткодателя.
Этический аспект деловых связей
Согласно рекомендациям многих международных корпораций необходимо учитывать этические и культурные традиций той страны, в которой вы работаете и находитесь каждый день. Существуют три базовые традиции, которые лежат в основе современных деловых операций, а именно:
- «замкнутый круг»;
- «система взаимных услуг»;
- обмен подарками (которые не считаются взяткой).
В странах с недостаточно развитым уровнем экономики и низкой культурой деловых взаимоотношений большинство людей считает, что они принадлежат к замкнутому кругу, который состоит из родственников, друзей и самых близких коллег. Все, кто входит в этот круг обязаны защищать друг друга и обеспечивать взаимное процветание. Любой человек, который не входит в этот круг считается «чужаком». Именно поэтому бизнесмены (как и правительственные чиновники) предпочитают иметь дело с людьми, которых они знают и которым доверяют.
При этом подарок или услуга обязывают получателя возвращать ее эквивалент с процентами. Такая система обязательств становится настолько прочной, что обязательства могут сделать человека «своим» и стать основой для ведения будущих сделок.
Культурная традиция, которая тесно связана с системой взаимных услуг называется подарками. В данном случае получить и подарить подарок – это не просто дружеский жест, он может стать началом длинной серии обмена подарками между деловыми партнерами.
Дж. Фрейдман говори о том, что подарки называют катализаторами явлений, которые при идеальных условиях должны стать нескончаемой цепью событий, включающей визиты, подарки, дружеские жесты и разнообразные услуги.
Войдя в такой замкнутый круг, бизнесмен может завоевать доверие, получить свободный доступ на конкретный местный рынок технологий и товаров. Трудности, связанные с участием в традиционном обмене подарками, заключаются в том, чтобы научиться отличать подарки от взяток.
Другими словами, обмен подарками вполне допустим, если он не преступает тонкую этическую границу или законодательные нормы. Чтобы укрепить престиж компании и приобрести хорошую репутацию не обязательно давать взятки, можно предложить субсидии, о которых деловые партнеры договариваются заранее.
Для того, чтобы решить все сложные этические проблемы, которые возникают у организации, необходимо четко знать, что является этичным для руководства, партнеров, сотрудников, поставщиков. Ведущие специалисты в этике бизнеса говорят о том, что внутри любой организации обязательно должны присутствовать письменные документы, которые содержат правила и принципы этики, господствующие в организации, а также общий регламент работы.
Компании, которые работают на международном уровне, часто сталкиваются с дополнительными этическими трудностями, которые возникают на этапе принятия решений, поэтому им необходимо уделять особенное внимание вопросу этики выгодных связей.