Сущность этики и этических норм в деятельности организации
Этика относится к философским дисциплинам. Основные предметы ее исследования – это нравственность и мораль.
Этика бизнеса (ее еще часто называют деловой этикой) должна основываться на таких принципах, как: честность, открытость, верность даваемому слову, деятельность в соответствии с законодательством, а также сложившимися традициями и установленными правилами и т. д.
Современные организации должны быть социально ответственными: учитывать самые различные аспекты воздействия своей деловой активности на потребителей, работников и общество в целом, вносить посильный вклад в решение социальных, экологических и др. проблем и т. д.
Социально ответственные организации часть своих средств на безвозмездной основе направляют в такие сферы, как защита окружающей среды, здравоохранение, образование и т.п. Корпоративная социальная ответственность рассматривается обществом как некий добровольный отклик организации на социальные и др. проблемы своих сотрудников, жителей города, страны и даже целой планеты.
Основные преимущества, которые получают фирмы, если следуют принципам социальной ответственности:
- формируется привлекательный имидж компании в обществе
- возрастает доверие к фирме
- может значительно увеличиться товарооборот, количество постоянных клиентов и т.д.
- повышается вероятность получения более выгодных заказов
- возможность некоторого снижения налоговой нагрузки и т. д.
Этические нормы – это правила и ценности, которых сотрудники компании должны придерживаться в своей деятельности. Этические нормы включают обязанности, права, а также ответственность за неисполнение обязанностей. Все эти нормы и правила должны восприниматься работниками как свои собственные (т. е. максимально органично).
Этические нормы, как правило, запрещают:
- дискриминацию по таким признакам, как: язык, раса, религия, цвет кожи, возраст, пол и т.д.
- сексуальные домогательства
- грубость
- высмеивание сотрудников
- некорректное отношение к сотрудникам
- любые формы насилия и др.
Корпоративный этический кодекс
Этический (моральный) кодекс организации представляет собой формальное изложение социально-этических ценностей компании. Данный кодекс призван донести до работников компании основополагающие принципы ее деятельности. В этическом кодексе фирмы, как правило, формулируются образцы поведения и основные ценности сотрудников (допустимые, желаемые, а также неприемлемые).
Заявленные принципы определяют основные ценности организации, «корпоративное кредо», а также описывают в общих чертах ее обязанности, отношение к сотрудникам, основные требования к качеству продукции и т. д.
Заявленная политика — это общее описание порядка действий руководства компании, ее работников в конкретных, затрагивающих вопросы морали и деловой этики ситуациях (конфликты интересов, рыночная практика, патентная практика, соблюдение законов, подарки и бонусы сотрудникам и т. д.).
Три основные функции этического кодекса организации
Этический кодекс компании выполняет такие три главные функции:
- формирование доверия к компании со стороны референтных внешних групп
- регламентация поведения персонала фирмы в различных сложных этических ситуациях (регламентация приоритетов при взаимодействии с внешними группами, указания на неприемлемые формы поведения, определение порядка принятия решений и т. д.)
- развитие корпоративной культуры (этический кодекс призван: обеспечивать доведение основных ценностей фирмы ко всем сотрудникам, ориентировать на единые корпоративные ценности, повышать корпоративную идентичность; при помощи этического кодекса задаются модели поведения, а также стандарты совместной деятельности и отношений внутри коллектива).