Сочинения Аристотеля по этике
Этика Аристотеля – это высший этап развития античной этики. Это вряд ли стало бы возможным, если бы ученик Платона не превзошел собственного учителя и сделал выбор в пользу истины.
Аристотель считается автором трех известных сочинений по этике:
- «Никомахова этика»;
- «Евдемова этика»;
- «Большая этика».
Но вопрос об авторстве Аристотеля остается открытым. Также существует мнение, что после смерти Аристотеля его сыновья отредактировали многие труды автора. Основа этического учения Аристотеля – это психологическая наука.
Этика призвана изучать индивидуальное поведение человека, а также механизмы его взаимодействия с людьми. Поэтому этика всегда имеет социальный оттенок и исследует нравственные проблемы государства, гражданина, проблемы воспитания человека и заботы об общечеловеческом благе.
Аристотель о науках и этике
Таким образом, можно сделать вывод о том, что этика Аристотеля занимала среднее положение между психологией и политикой. Аристотель впервые смог классифицировать науки исферы познания.
Все науки он разделил на три группы:
- теоретические («умозрительные»): философия, математика, физика;
- практические («производительные»): политика и этика;
- творческие или созидательные: прикладные науки и ремесла.
Самой теоретической наукой Аристотель называл философию. Она изучает то, что максимально достойно постижения, а именно причины и первоначала.
Считается, что для Аристотеля наука ценна собственной созерцательностью. Наука отдается познанию и поиску истины.
Наука – это сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.
Наука является наивысшим видом творческой деятельности. Только в процессе научной деятельности человек получает возможность найти спокойное счастье и истинное блаженство. Античные философы говорят о том, что познание есть отношение человека к миру, а также установление связи с первоначалом.
Познание – это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.
Первоначало – это изначальная сущность.
Суть этического учения Аристотеля
Этический идеал – это совершенство в отношениях между людьми.
Этика Аристотеля ориентирована не на подчинение сил природы человеку, не на применение научных знаний в практических целях, а на постижение всеобщих идей, общественных отношений, этического идеала. Тем самым этика понималась Аристотелем как жизненная мудрость, совокупность «практических» знаний о счастье, а также средствах его достижения.
Аристотель говорил о том, что всякое рассуждение направлено на творчество и деятельность. Это означает, что через мышление человек достигает правильного выбора и включается в систему нравственного идеала.
Тем самым практическая сфера жизни и разнообразные виды производственной деятельности невозможны без мышления, этического компонента. Аристотель говорил о том, что творческая деятельность не тождественна поступкам. Поступки связываются с деятельностью человека и свободным выбором, общими морально – правовыми нормами, а творчество направляется на созидание произведений искусства.
Заслуги Аристотеля в области этики довольно велики. Он дал этой науке имя и создал первый этический труд. Также он впервые поставил вопрос о самостоятельности этики, выдвинул оригинальную теорию морали, которая признавалась современниками, но не была воспринята правильно в полной мере.
Для этического учения, по Аристотелю, характерен логический анализ, единство метода рационального проблемного осмысления и эмпирического подтверждения проблем, социальной направленности этического мышления, практического, прикладного значения.
Говоря об этическом аспекте проблеме взаимоотношений человека и общества, Аристотель пытался найти пути гармоничного взаимодействия в рациональном ограничении личностью всех уникальных эгоистичных потребностей. Личность ориентируется на общественное благо. Философ говорил, что социальная гармония не может подавлять личные интересы и внутренний мир личности.
Нравственность личности опирается на волю и разум, поэтому она приводит желания и цели в соответствие с государственными интересами.
Нравственность – это добровольное исполнение человеком тех или иных обязательств и норм нравственного закона (Закона Божьего) без внешнего оценивающего.
Высшим благом по Аристотелю называли счастье. Мыслитель внес в это понятие много новых оттенков. Счастье по Аристотелю есть особое состояние удовлетворенности, которое человек может получить в результате совершенной добродетели или морального поступка.
Среди главных условий на пути, к счастью, Аристотель выделял: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье, дружбу, наличие внешних благ, активную позицию гражданина.
При этом Аристотель отрицал врожденный характер добродетели человека, что открыло перед ним возможность говорить о вопросах нравственного воспитания. Добродетель в данном случае напрямую связана с общественно значимыми действиями.
Добродетель – это философский и религиозный термин, обозначающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слов «грех» и «порок». Добродетель присуща нравственному человеку.
Аристотель предлагал конкретный подход к определению меры добродетели. В частности, мужество, по мнению, автора зависит от того, о ком мы будем вести речь, от личности человека. Особенное место в системе этики Аристотеля занимает учение об общении. Также Аристотель говорил о проблеме морального выбора и ответственности морали. Многие положения этики Аристотеля оказались неправильно воспринятыми современниками.