Деловой этикет – это система норм и правил, которые применяются в деловой сфере и системе международного экономического сотрудничества, а также регламентируют принципы делового общения.
Общие сведения о деловом этикете итальянцев
Менталитет итальянцев говорит о том, что они имеют определенную степень сдержанности, могут быть достаточно чопорными. При этом для них также характерны: экспансивность, порывистость, общительность.
В деловой среде итальянцы ведут себя весьма строго. Во время первой встречи они обмениваются визитками. Причем этот ритуал является обязательным, если же визитная карточка отсутствует, то у них принято извиняться.
Особенность делового этикета в Италии предполагает ведение переговоров между людьми на одном уровне. Именно поэтому важно предоставить деловому партнеру полную информацию, которая касается своего возраста, профессиональных успехов и занимаемой должности.
Необходимо отметить тот факт, что итальянцы в принципе не пунктуальны. Бизнес-этикет в Италии допускает назначение встречи на приблизительное время. Часто употребляются фразы типа: «Встретимся около двух часов». Даже важные переговоры представителями организаций проводятся в приблизительное время.
При этом приблизительность во времени весьма парадоксально сочетается с ограниченностью задержек и опозданий. Партнер позволяет ждать себя не дольше 30 минут.
Если деловая женщина - итальянка собирается на встречу, то она также должна следовать некоторым правилам. Дамы должны соблюдать цветовой дресс-код. В деловом костюме нельзя использовать более трех цветов. Прически у деловых женщин имеют высокую степень разнообразия. Главным критерием является уместность прически и укладки, которая подчеркивает статус женщины.
В Италии при деловом общении нельзя отводить глаза, поскольку это может восприниматься как признак скрытности и нечестности. Именно поэтому на деловых встречах и во время стандартной коммуникации часто вглядываются в лица людей. Местные люди не пугаются такого поведения, так как оно является для них привычным.
Лучшим способом сближения с итальянцем в процессе делового общения считается уважительное отношение к местной культуре и истории страны. Итальянцы являются настоящими патриотами, поэтому охотно идут на контакт с теми, кто проявляет аналогичное отношение к их стране.
Если человек соблюдает деловой этикет в Италии и весьма лестно отзывается о государстве в целом, то он может завоевать уважение местных жителей, что будет способствовать установлению нужных деловых контактов.
Деловая культура Италии является важной составляющей национальной культуры страны, и представляет собой совокупность ценностей и ментальных качеств, которые характерны и значимы для отдельного бизнеса и экономической деятельности государства в целом.
Деловая этика – это система морально-нравственных норм, которые регулируют отношения между людьми в сфере деловой активности.
Нормы делового этикета Италии сформированы на основе следующих базовых качеств:
- приверженность семейным ценностям и отзывчивость. Для любого итальянца семья является центром мира. Часто в Италии маленькие и большие компании контролируются именно семьями и династиями;
- эмоциональность и коммуникабельность. Итальянцы отличаются повышенной экспрессивностью и энергичностью. Во время деловых разговоров они часто жестикулируют и могут громко и быстро разговаривать. С одной стороны, это облегчает деловой контакт, а с другой, усложняет передачу смысла, который заложен в деловых задачах и элементах деловой коммуникации;
- способность к коммерции и предприимчивость. Итальянцы имеют многовековые традиции, в частности, в торговле и других бизнес – сферах. Итальянцы часто находят нестандартные решения, компромиссы, которые могут устроить все стороны сделки.
Деловой этикет для итальянцев содержит как гласные, так и негласные правила поведения при всех типах деловых контактов.
Оригинальные черты делового этикета итальянцев
Среди оригинальных черт итальянского делового этикета можно выделить:
- необходимость написания официального письма с просьбой о вступлении в деловые отношения. Такой шаг становится отправной точкой для бизнес – контактов в Италии. Такое письмо вручается партнеру даже при непосредственной очной встрече;
- важность детального описания сути встречи.
Деловой контакт – это такой персональный контакт (деловая встреча), целью которого является договоренность о какой-либо форме делового сотрудничества. Такая договоренность достигается в процессе общения участников встречи, организованном в соответствии с их представлениями друг о друге, о возможности и наиболее целесообразных способах оказания взаимного влияния, о возможных целях и способах осуществления совместной деятельности.
Договоренность о серьезных деловых переговорах в Италии может достигаться исключительно по протекции или через рекомендации представительства страны, а также при помощи личных связей.
В мелком бизнесе процедура налаживания деловых контактов гораздо проще. При этом нормой этикета является обмен информационными письма с краткой характеристикой фирмы и указанием сути делового предложения.
Обязательным этическим элементом делового общения в Италии является ориентация на корпоративный статус деловых партнеров, который должен быть примерно равным. К деловой встрече принято готовиться. Подготовка основывается на детальном изучении любой коммерческой и финансовой информацией, которая может быть полезна в ходе переговоров.
Если необходимо обратиться к итальянском джентльмену в ходе деловых переговоров, то применяется форма «синьор», а если к женщине, то «синьора». Начальная часть беседы может быть посвящена нейтральным темам – обсуждению местных достопримечательностей, итальянской кухни, футбола и т. д.
Одежда делового итальянца должна выглядеть модно, аккуратно, элегантно. Мужчинам лучше выбирать деловой костюм, светлую рубашку, галстук, женщинам необходимо ограничиться небольшим количеством ювелирных украшений.