Взгляды на натуральную философию обычно оказывали значительное влияние на ход развития научной мысли, и это влияние было взаимным. Сила этой связи в прежние времена увеличивалась тем, что один и тот же человек нередко совмещал функции философа и человека науки. В качестве примеров можно привести Аристотеля, Декарта, Бэкона и Лейбница. Даже Кант претендовал на то, чтобы считаться человеком науки. Такие философы, как Локк, Юм и Беркли, были в основном заняты обсуждением вопросов, тесно связанных с гносеологией естественных наук. Не только более систематизированная метафизика вышеперечисленных философов, но и более популярные и менее систематизированные представления о метафизике, существовавшие в то время, оказали заметное влияние на формы, в которых находили свое выражение научные концепции того времени, и на направления научного исследования. Народная мысль во все времена пронизана метафизическими идеями, какими бы отстраненными и несистематизированными ни были их формы, и как бы ни не осведомлено было большинство людей об их присутствии и истинном характере.
Естествознание за последние два столетия стремилось расширить свои первоначальные рамки и превратиться во всеобъемлющую мировую философию.
Естествознание и метафизическая философия
Для разграничения области естествознания по отношению к человеческому опыту в целом, необходимо попытаться прояснить представления о положении естествознания по отношению к некоторым различным системам метафизической философии, с которыми оно в разное время находилось в контакте. Это возможно сделать, не рассматривая в деталях характеристики различных метафизических систем, которые возникли в разные эпохи и некоторые из которых были проведены одновременно различными школами философской мысли.
История науки показывает, что такого рода предположения действительно иногда играли большую роль в содействии прогрессу, а иногда и в его сдерживании. Но самый важный вопрос, который мы должны рассмотреть, заключается в том, насколько такие допущения необходимы для существования и эффективности естествознания как организованной системы, созданной для систематического упорядочения наших физических восприятий в той степени, в какой опыт может показать, что такое упорядочение возможно. Ясно, что в соответствии со здравой методологией все ненужные предположения должны быть отброшены как несущественные для естествознания. Существование и успешное функционирование естествознания не может быть должным образом использовано в качестве решающей причины для принятия любой онтологической теории или допущения, которые не могут быть показаны в качестве необходимого элемента в научной мысли, рассматриваемой как когерентная совокупность доктрин.
Субъект в естествознании и философии
Для естествознания роль субъекта в восприятии условно или методологически может рассматриваться как чисто пассивная роль переживания физических восприятий. Таким образом, естествознание понимает эти восприятия как простые данные, и ему не нужно пытаться дать какой-либо отчет о том, насколько деятельность субъекта необходима для их существования или насколько они зависят от чего-то чуждого. По таким философским и психологическим вопросам естествознание как таковое ничего не может сказать и может занять нейтральную позицию по отношению к противоречивым взглядам на них. Следует, однако, заметить, что образование понятий должно рассматриваться как обусловленное психической деятельностью субъектов, хотя естествознание не занимается детальным исследованием способов и законов такой психической деятельности.
История науки полна предположений о существовании различных видов эфиров и субстанций, но их можно принять за понятия, не являющиеся независимыми от психического мира реальностями. Они являются частью концептуальных предположений, на которых строятся научные теории и законы.
В современную эпоху философии, начиная с Декарта, доминирует насущная научная проблема – проблема предельной природы реальности, которую мы изучаем в физической науке экспериментальным методом.
Интересно отметить, что некоторые люди науки, которые открыто, относятся к метафизике с недоверием, наиболее настойчиво претендуют на “реальность” для материальных объектов и для молекул, атомов и эфира; забывая о том, что они таковы, какими они кажутся. Термин "реальность" имеет ярко выраженную метафизическую окраску, и его оттенки значения в различных философских схемах значительно различаются. Многие мыслители, подобные Платону, утверждали, что область понятий претендует на реальность, превосходящую область видимого мира.
Влияние философии на естествознание
Философия в последние столетия оказала ценную услугу естествознанию, помогая ему устранять различные вредные наслоения средневекового мнимого априорного знания и ненужных и неуместных онтологических допущений. Таким образом, внимание научных мыслителей было сосредоточено на самих явлениях и на их ментальном представлении. Науке больше не мешают средневековые предрассудки, относящиеся к оккультным свойствам, стоящими за явлениями, или представлениями о природе как о неизбежно соответствующей идеям, построенным априорной мыслью.
Прогресс естествознания включает в себя два основных фактора:
- открытие фактов путем наблюдения и эксперимента;
- процедуру рефлексивного мышления при классификации групп фактов, выработке правил или законов, которым соответствуют группы фактов, и построении общих теорий, которые символизируют явления, и под которые могут быть подведены группы законов.
Оба эти фактора существенны во всей подлинной науке, но акцент, сделанный на том или ином из этих двух факторах, менялся в разные периоды и у разных мыслителей. В некоторые периоды и у некоторых людей наблюдалась тенденция чрезмерно подчинять тот или иной из этих факторов. Среди греческих мыслителей Аристотеля можно выделить тем, что он придавал большое значение наблюдению фактов, но он не вполне понимал природу медленного и трудного процесса, посредством которого эмпирические результаты получаются и используются для построения подлинных научных теорий. Действительно важные общие теории всегда являются работой людей, наделенных исключительной силой воображения, проницательностью и обобщением, которые позволяют им инстинктивно схватывать отношения сходства между вещами, имеющими мало или вовсе не имеющими поверхностного сходства друг с другом.