Электромеханические генераторы
Электрический генератор — это устройство, которое преобразует неэлектрические виды энергии в электрическую.
Все электрические генераторы делятся на:
- Электромеханические.
- Термоэлектрические.
- Магнитогидродинамические.
- Биогенераторы.
- Химические источники тока.
- Фотоэлементы.
Электромеханический генератор — это электрическая машина, которая преобразует механическую энергию в электрическую.
Электромеханические генераторы одни из самых распространенных. Они классифицируются по следующим признакам:
- Тип первичного двигателя. Согласно данному признаку генераторы делятся на турбогенераторы (приводятся в движение газотурбинным двигателем или паровой турбиной), гидрогенераторы (приводятся в движение гидравлической трубой), ветрогенераторы (преобразуют кинетическую энергию ветра в электрическую энергию) и дизель-генераторы (приводятся в движение дизельным двигателем).
- Вид выходного электрического тока. Согласно данному признаку генераторы делятся на трехфазные и однофазные.
- Вид соединения обмоток. Согласно данному признаку генераторы делятся на генераторы, в которых обмотка включена треугольником и генераторы, в которых обмотка включена звездой.
- Способ возбуждения. Согласно данному признаку генераторы делятся на генераторы с внешним возбуждением, с возбуждением постоянными магнитами и с самовозбуждением (параллельное, последовательное и смешанное).
Неисправности генераторов, их причины и способы исправления
Основные неисправности генераторов:
- генератор не возбуждается;
- генератор на холостом ходу дает напряжение ниже номинального;
- генератор на холостом ходу выдает напряжение выше номинального.
Если генератор не возбуждается, то причинами данного явления могут быть: потеря остаточного магнетизма (размагничивание генератора), неправильное соединение якоря и параллельной обмотки, смещение щеток с нейтрального положения, плохой контакт или обрыв в цепи обмотки возбуждения, зашунтирование параллельной обмотки, соединение параллельной обмотки с обмоткой дополнительных полюсов, возникновение большого сопротивления между щетками и коллектором, неверное чередование полярности главных полюсов, неправильное соединение катушек, плохой контакт в цепи возбуждения, загрязнение регулятора, короткое замыкание секций, соединение обмотки якоря с корпусом генератора в двух местах, межвитковое соединение в секции якоря и т.п.
В данном случае для устранения неисправности необходимо намагнитить генератор от постороннего источника, проверить исправность цепи возбуждения, замерить полярность обмотки возбуждения, проверить величину нажатия щеток, установить щетки генератора в нейтральное положение, удалить заусенцы на коллекторе (при необходимости), проверить схему соединения шунтового регулятора и генератора, устранить обрыв (при необходимости, заменить неисправные секции, подвергнуть проверке сопротивления изоляции параллельной обмотки.
В том случае, когда генератор выдает напряжение ниже номинального при холостом ходе, то причинами этого могут быть увеличение зазора между основными полюсами, снижение частоты вращения ниже отметки номинального значения, неправильное положение щеток, плохой контакт или обрыв в обмотке якоря, неверное положение маховичка регулятора возбуждения, неправильное соединение между катушками параллельной обмотки, перегрузка генератора, включение последовательной обмотки встречно.
Чтобы устранить перечисленные неисправности необходимо довести частоту вращения, осуществить проверку чередования полярности катушек обмотки, перепаять плохие пайки, проверить напряжение и в случае необходимости заменить катушки установить маховичок регулятора в правильное положение, довести частоту первичного двигателя до номинального значения, проверить правильность включения последовательной обмотки, довести нагрузку генератора до номинальной, установить траверсу на нейтраль.
Если генератор на холостом ходу выдает напряжение выше, чем номинальное значение, то причиной неисправности могут быть уменьшение зазора по основными полюсами, неисправность регулятора по формуляру, неправильное положение счет (сдвинуты с нейтрали), недостаточное сопротивление цепи возбуждения генератора, частота вращения первичного двигателя значительно выше, чем номинальная.
В данном случае для устранения неисправностей рекомендуется проверить и установить нужный зазор электрической машины, установить траверсу, проверить сопротивление регулятора, проверить сопротивление внешней части цепи возбуждения и довести частоту вращения до номинальной.