Сущность и особенности инноваций
Инновация – это новшество, которое обеспечивает повышение эффективности производства или качества готовых благ.
Чтобы новый подход считался инновационным, он должен нести социально-экономическую и культурную составляющую по улучшению жизни общества. Примером инновации может быть выведение в массовую продажу товаров, обладающих принципиально новыми характеристиками. Впервые о значении инновации в жизни общества заговорил Шумпетер. Он изучал влияние различных факторов на экономический рост, причем он относил к инновациям лишь те изобретения и открытия, которые могли серьезно повысить эффективность действующей экономической системы.
Выделяют следующие типы инноваций:
- Технологические. Они способствуют созданию нового оборудования, либо ведут к улучшению технологических процессов.
- Процессные. Они влияют на обновление сфер жизни общества, либо изменение структуры текущей жизни социума.
- Продуктовые. Они направлены на создание принципиально новых товаров и услуг.
- Организационные. Этот тип новшеств направлен на улучшение организации и управления.
- Маркетинговые. Это инновации, повышающие сбытовые характеристики компаний и субъектов хозяйствования.
Рыночная экономика сделала инновации основным двигателем экономического развития. Они составляют основу конкурентоспособности предприятий и целых национальных экономик. Лидерство в современном мире строится на количестве внедренных инноваций, а также на потенциале научных и исследовательских изысканий.
Сегодня развитые экономики существенную часть совокупного дохода инвестируют в научно-технический прогресс, понимая, что инновации позволяют стабилизировать экономику, сделать ее независимой и платежеспособной.
Управление производственными инновациями
Инновации внедряются на предприятиях, что учитывается в стратегии и тактике его работы. Управление инновациями является неотъемлемой частью работы любого современного субъекта хозяйствования при условии его желания удерживать конкурентные преимущества. Управление производственными инновациями выполняет ряд функций:
- Непосредственное управление инновациями и разработками.
- Решение организационных, технических и технологических вопросов по внедрению инноваций в производственную деятельность.
- Экономическое управление инновациями включает в себя исследование и анализ затрат и доходов, которые они приносят в деятельность предприятия.
- Подготовка или переподготовка кадров с целью их адаптации к новым условиям трудовой деятельности.
Управление производственными инновациями предполагает проведение исследований и разработок, их внедрение, использование при условии действия контроля и надзора над их участием в хозяйственной деятельности. Крупные компании и корпорации понимают значимость инновационной деятельности и применения новшеств в производстве, поэтому внедряют в свою работу принципы управления производственными инновациями. Управление является комплексным, так как воздействует сразу на несколько направлений деятельности компании. Сюда относят обоснование принимаемых решений, мотивацию сотрудников в материальной форме.
Развитие интеллектуального капитала предприятия является одной из задач инновационного менеджмента. Так как новаторские идеи предлагаются и воплощаются трудовым коллективом, поэтому большое внимание уделяется работе с персоналом. При этом учитываются риски, связанные с внедрением инновационных технологий. Они распределяются на результаты труда для того, чтобы оставить текущее соотношение расходов и доходов на уровне, обеспечивающем прибыль компании. Обычно предприятия создают фонд или резерв средств, которые тратятся на инновационную деятельность или на покрытие рисков, связанных с ней, в случае их возникновения.
Задачи управления производственными инновациями, определяемые внешними для организации факторами
Предприятие действует в условиях неопределенности. На его работу влияют внешние и внутренние факторы, которые могут классифицироваться по разным признакам. К факторам прямого воздействия относят потребителей, акционеров, поставщиков, инвесторов и кредиторов. Так же к этой группе относятся действия конкурентов, торговых посредников, представителей федеральной и местной власти, общественных организаций. Косвенно на инновационную деятельность компании могут влиять международные экономические, политические, правовые и социально-культурные технологические факторы.
Управление предприятием, в том числе производственными инновациями, требует изучения и анализа всех действующих факторов, а также их учета в стратегии и тактике развития. Финансовые факторы оказывают влияние на платежеспособность компании, ее возможности создавать резервы для инновационной деятельности. Коммерческие факторы напрямую связаны с ежедневной работой компании.
Руководство при внедрении инноваций в производство должно провести предварительный анализ текущего состояния производства, его потенциал и готовность к внедрению новшеств. Так же учитываются управляемые факторы, управление ими осуществляется через минимизацию их воздействия. Влияние неуправляемых факторов закладывается в резерв, который пойдет на покрытие непредвиденных расходов.
В плане управления обычно регистрируются факторы постоянного воздействия. К ним относят жизненный цикл продукта, действия конкурентов, сезонные колебания спроса и так далее. Однократными факторами воздействия обычно бывают форс-мажорные обстоятельства или стихийные бедствия. Кроме того, при изучении факторов влияния и их учете в управлении производственными инновациями, необходимо отследить взаимосвязи между ними. Одним из значимых факторов является общий инновационный климат в стране. Он позволяет выбрать оптимальный путь развития, уделить внимание и выделить возможности на инновационную деятельность. Если государство не поддерживает внедрение новшеств, то предприятие может столкнуться с высокими административными барьерами.