Риск – это вероятность наступления негативных событий.
Экономика в предпринимательстве подразумевает, что каждый субъект экономических отношений стремится к реализации собственных коммерческих или некоммерческих целей. Каждый из них действует в условиях ограниченности ресурсов и рынков сбыта. При этом основная задача экономического агента – улучшение собственного экономического положения. Борьба между субъектами называется конкуренцией. Она проявляется тогда, когда интересы экономических агентов пересекаются.
Предприятия действуют в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка. Их стратегические цели и тактические задачи подвергаются влиянию множества факторов, как внутренних, так и внешних. Каждый из них способен оказать влияние на функционирование предприятие, достижение им хозяйственных целей. Управление в предпринимательстве направлено на то, чтобы предсказать негативные события, а также их последствия.
Возникновение риска в экономике является закономерным, так как экономическая среда является динамической, в ней присутствует множество неопределенностей. Предприниматель сталкивается с этими неопределенностями на каждом шагу. Можно сказать, что риск – это часть предпринимательства, определяющая величину потенциального дохода.
Риск в предпринимательстве обладает следующими характеристиками:
Функционально риск способен мотивировать экономического агента. Он стимулирует выработку альтернативных подходов к хозяйственной деятельности. Кроме того, наличие рисков влияет на развитие и внедрение инноваций, оптимизирует экономическую деятельность субъекта.
Накопление предпринимательского опыта позволило выделить виды рисков, которые встречаются в практической деятельности чаще всего. Специфика хозяйственной деятельности оказывает влияние на характеристики рисков. Однако, можно выделить следующие их виды:
Так же выделяют такие виды рисков как субъективный и объективный, зависящие от соразмерности с последствиями. По своей природе риск может быть финансовым и нефинансовым. В зависимости от изменчивости во времени выделяют динамический и статический риски. Существуют чистые риски и спекулятивные.
Важно различать риск и угрозу. Последняя представляет собой негативное событие, которое происходит внезапно, либо не происходило до этого момента никогда. Риск обычно прогнозируется и учитывается при планировании хозяйственной деятельности.
Относительно новым видом риска является информационный риск. Он возник как следствие научно-технического прогресса и развития сектора услуг. На сегодняшний день риск потери информации является одним из самых важных в работе практически любого субъекта хозяйствования.
Доход предпринимателя во многом зависит от степени риска совершаемых им действий. Если он выбирает путь минимального риска, то и потенциальный доход будет относительно небольшим. Вся его деятельность зависит от того, насколько эффективно он способен управлять рисками. При этом он действует в условиях неопределенности, невозможности заранее предсказать момент наступления негативного события. На предпринимателя действуют конкуренты, способные влиять на хозяйственную деятельность субъекта различными способами.
Для того, чтобы предупредить риски, либо снизить их негативные последствия используют следующие методики:
Снижение негативных последствий в случае наступления риска проводится с помощью страхования, диверсификации. Страхование может быть внутренним и внешним. Внутреннее осуществляется за счет формирования финансовых и иных резервов. Внешнее страхование реализуется специальными организациями, предоставляющими соответствующие услуги. Диверсификация предполагает распределение рисков, например, через формирование новых видов хозяйственной деятельности, поиск новых источников материального обеспечения, рынков сбыта и так далее.
Еще одним методом предупреждения предпринимательского риска может быть лимитирование. Чаще всего оно применяется при совершении финансовых операций. Однако, метод лимитирования применяется и для материального производства. Например, может устанавливаться лимит объема выпуска, чтобы избежать перенакопления готовой продукции на складах.