Стоимость бизнеса
Стоимость компании – это показатель анализа финансового состояния компании, отражающий оценку текущей стоимости ее активов с учетом всех источников финансирования.
Поступления денежных средств и капитала могут осуществляться из следующих источников:
- Долговые обязательства.
- Привилегированные акции.
- Доли меньшинства.
- Обыкновенные акции компании.
Основное преимущество показателя заключается в учете обязательств по долгосрочным и краткосрочным долговым займам. Стоимость предприятия складывается из суммы вышеперечисленных активов за минусом стоимости вложений в ассоциированные компании и денежных средств, либо их эквивалентов. Вычет наличных средств необходим, так как общие долги покрываются за их счет. Объем чистого долга состоит из общего долга за вычетом денежных средств.
Показатель стоимости компании необходим для инвесторов. Они берут данные о стоимости для оценки своих проектов. Показатель стоимости сопоставляется с годовой выручкой, доналоговой прибылью, операционной прибылью и чистой прибылью предприятия.
Бизнес представляет собой не только производственное предприятие, созданное для извлечения прибыли, но и товар. То есть он может выступать в качестве блага для инвесторов или других предпринимателей. Когда проводится оценка бизнеса, эксперты составляют представление о его будущем положении в заданных условиях. Расчет ведется на основе информации об эффективности активов, оценки емкости рынка и его динамики.
Оценка стоимости проводится с учетом временной стоимости денег. Инфляция постепенно обесценивает активы, поэтому расчеты опираются на ставку дисконтирования, чтобы максимально приблизить данные к реальным. Оценка отталкивается от предположения о наилучшем методе использования активов.
Оценка стоимости бизнеса
Сущность оценки стоимости бизнеса заключается в формировании представления о результативности управления бизнесом. В целом существует несколько сфер, где применяются эти данные:
- Продажа бизнеса. Оценка необходима для полной или частичной реализации предприятия. Это может быть полная продажа, либо продажа части акций, отдельного подразделения, выход предприятия из холдинга.
- Привлечение инвестиций. Стоимость компании нужна инвесторам, чтобы понимать целесообразность вложений и возможный выигрыш. Инвестиции являются рискованными, так как при проигрыше инвестор не получает возмещения.
- Оценка эффективности. Стоимость компании демонстрирует качество управления его активами, а так же организацию сбытовой деятельности. Капитализация предприятия показывает перспективы бизнеса на рынке. В этом случае методика оценки разрабатывается так, чтобы охватить все ключевые направления деятельности компании.
- Оценка стартапа. Стартапы являются самыми доходными, но и самыми рискованными проектами для инвестиций. Оценка их стоимости необходима для распределения долей дохода между первым инвестором и всеми последующими.
Для оценки используются разные методы. Они могут быть сравнительными, доходными и затратными. Сравнительные являются рыночными, с их помощью сопоставляются данные по отрасли и по отдельным предприятиям, работающим в данной сфере. Доходные методы оценивают стоимость бизнеса в будущем. Здесь важен не только размер доходов, но и их стабильность в течение последних лет. Затратные методы отталкиваются от идеи, какой объем активов потребует инвестору, чтобы открыть такой же бизнес.
Управление стоимостью бизнеса
Управление бизнесом заключается так же в управлении его стоимостью. Целью этого направления менеджмента является увеличение стоимости компании до максимального значения. Чтобы реализовать данный метод необходимо сначала оценить текущую стоимость компании. Стоит отметить, что между рыночной и внутренней стоимостью компании есть разница.
Рыночная стоимость отражает реальное положение дел на рынке. При этом соблюдаются условия полной информированности сторон сделки, объект оценки продается на открытом рынке. Цена сделки считается разумной, сам платеж проводиться в денежной форме. Изменение внутренней стоимости зависит от множества факторов, в том числе и внешних. Внутренняя стоимость не зависит от поведения инвесторов на рынке.
Развитие успешного бизнеса требует стоимостного мышления от его руководителя. Особенно это касается управления крупными компаниями, предлагающими свои акции на фондовом рынке. Чтобы внедрить на базе предприятия управление, опирающееся на стоимость, необходимо выбрать одну из существующих методик. Источником формирования стоимости является комплекс мероприятий, которые осуществляются целенаправленно всеми подразделениями предприятия. Важно, чтобы действия менеджеров совпадали с работой фондового рынка, то есть выполняемые шаги должны быть направлены на удовлетворение потребностей будущих покупателей акций.
Выделяют шесть направлений управления, ориентированного на стоимость:
- Подкрепление идейных установок количественными показателями.
- Строгое следование выбранному курсу, в том числе при управлении собственным портфелем акций.
- Подчинение организационной и корпоративной структуры требованию создания стоимости.
- Изучение ключевых факторов, определяющих стоимость предприятия.
- Эффективное управление бизнес-подразделениями с учетом общей стратегии.
- Формирование действенных способов по созданию стоимости.
К сожалению, многие компании совершают ошибку, отказываясь от систематической оценки деятельности в перечисленных выше направлениях. Индикаторами стоимости могут быть ожидания финансового рынка с учетом отраслевой специфики, а так же построение ролевой модели, которая позволит сопоставить показатели с достигнутыми результатами. Если целевые установки доведены до всех звеньев предприятия, то достижение финансовых показателей будет более быстрым и эффективным при заданных условиях.