Затраты предприятия
Затраты предприятия – это совокупность факторов производства, которые предприятие использовало за определенный период хозяйственной деятельности.
Создание благ для получения дохода требует инвестирования денег, капитала, использования труда, земли и информации. Все факторы производства сочетаются предпринимателем для получения результата. Совокупность затрат может быть разделена на следующие группы:
- Текущие расходы.
- Расходы, связанные с инвестиционной деятельностью.
- Социально-культурные затраты.
- Расходы, связанные со сбытом.
В зависимости от участия расходов в производственном процессе их делят на накладные и производственные. Накладные идут на обслуживание процесса создания благ, а производственные расходуются непосредственно в самом процессе. Затраты оцениваются для формирования представления о себестоимости продукции. В зависимости от их участия в производстве их делят на прямые и косвенные. Прямые расходы идут на создание определенных видов изделий, а косвенные рассчитываются относительной какой-то базы. Так же затраты могут разделяться в зависимости от их участия в конечном объеме выпуска, так выделяют переменные и постоянные расходы. Первые растут или уменьшаются в зависимости от динамики производственной деятельности. Постоянные расходы имеют относительно стабильную величину, вне зависимости от влияния текущих факторов.
Существует классификация затрат по экономическим элементам. С ее помощью формируется представление об объеме потребленных факторов производства. В этом случае затраты делятся на материальные, затраты на оплату труда, отчисления в социальные фонды, амортизацию и прочие расходы. Основная доля расходов приходится на материальные затраты. Из расходов исключается стоимость отходов, которые могут быть возвращены, например, остатки сырья, полуфабрикатов и так далее.
Теория затрат в экономике
Экономика занимается вопросом обеспечения потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Именно поэтому на первый план выходит необходимость рационального использования факторов производства. Любая экономическая деятельность связана с затратами на сырье, электричество, рабочую силу, закупку оборудования, земли и так далее. Без них создание новых благ невозможно.
Стоит отметить, что все ресурсы, которые используются в производстве носят ограниченный характер. Любой из факторов может быть применен для разных результатов, но предприниматель выбирает какую-то одну общую цель для своей деятельности. Получается, что природа затрат связана с альтернативой выбора. Производителям приходится постоянно просчитывать стоимость готовой продукции, чтобы иметь возможность выбрать наиболее оптимальный вариант.
В экономической теории затраты рассматриваются как на уровне предприятия, так и на уровне всего общества. Основная задача – определить, кто будет рассчитываться за расходы. Общественные и индивидуальные затраты могут не совпадать. Но наибольшее значение имеют затраты фирмы. Общественные затраты рассматриваются как совокупность расходов, понесенных всеми субъектами системы.
Помимо постоянных и общих валовых затрат на предприятиях формируются переменные затраты. Их величина зависит от объема выпущенной продукции. Сначала их размер растет достаточно быстро, потому что темпы производства увеличиваются. Затем этот рост замедляется, так как масштабирование позволяет экономить на расходах. Следующий этап связан с убыванием отдачи от производственной деятельности, поэтому расходы начинаются расти.
Общая величина затрат рассчитывается по формуле:
$TC = FC + VC$
где $FC$ – фиксированные расходы, $VC$ – переменные расходы.
Важным показателем производственной деятельности является величина предельных затрат. С ее помощью определяются возможности предприятия, если оно будет максимально эксплуатировать все доступные ему ресурсы. Предельные расходы напрямую зависят от того, как расходуются переменные.
Теоретические аспекты управления затратами предприятия
Управление затратами представляет собой систему. Она состоит из множества элементов, организация которых требует соблюдения следующих этапов менеджмента:
- Планирование.
- Организация.
- Мотивация.
- Координация.
- Контроль.
Планирование предполагает прогнозирование и подготовку к будущей деятельности. На этой стадии определяются наиболее подходящие ресурсы, а также рассчитывается их примерный расход. Организация заключается в обеспечении предприятия всем необходимым на основе предварительного анализа, который был проведен в рамках планирования. На этом этапе создается система управления, которая приведет к эффективному снижению нерациональных расходов.
Мотивация заключается в поиске оптимальных инструментов для формирования эффективной рабочей среды. Командная деятельность требует координации действий. Обычно предприятие представляет собой достаточно крупный объект со множеством сотрудников. Их необходимо организовать в единую целостную систему, которая будет функционировать согласно заданным стратегическим и тактическим целям. Важным этапом является контроль над выполнением предписаний со стороны руководства. Он необходим для выявления слабых и сильных сторон деятельности, своевременного внесения корректировок в сложившуюся систему хозяйствования.
Каждое предприятие имеет свою специфику работы, которая проявляется в том числе в управлении. Для координации затрат могут использоваться следующие методы:
- Определение затрат по процессам.
- Управление затратами на базе жизненного цикла.
- Метод целевых затрат.
- Управление затратами на базе сравнения с лучшими показателями конкурентов.
- Стратегическое управление затратами.
Управление может столкнуться с рядом сложностей, например, непоследовательность в системе управления, отсутствие учета и анализа, слабое владение примами управленческого учета, нехватка информации, либо ее переизбыток, отсутствие обратной связи.