Технико-экономическое обоснование – это оценка экономической целесообразности осуществления предлагаемого к реализации проекта (по созданию предприятия, по запуску производства нового вида продукции, по модернизации оборудования и др.).
Сущность технико-экономического обоснования
Оптимальный вариант осуществления хозяйственной деятельности может быть выбран по результатам технико-экономического обоснования некоего проекта. Оно представляет собой работу аналитического, расчетного, оценочного характера, предметом которой является экономическая целесообразность реализации предлагаемого проекта. Результаты этой работы оформляются в виде отдельного специального документа.
Технико-экономическое обоснование следует разрабатывать при создании нового предприятия, которое будет связано с процессами производства продукции. В основе технико-экономического обоснования лежит сопоставительная оценка потенциальных затрат и результатов, а также установление эффективности использования экономических ресурсов.
Составители технико-экономического обоснования ориентированы на решение таких задач как оценка затрат на реализацию инвестиционного проекта создания нового предприятия и его результатов, определение срока окупаемости проекта.
Технико-экономическое обоснование по сути есть доказательство необходимости создания нового предприятия, причем именно в предлагаемом варианте. В большинстве случаев оно состоит из нескольких блоков, в которых приводятся описание предприятия и его продукта, результаты маркетинговых исследований и анализ рынка, подробные данные об анализе технологий и оборудования, причины их выбора.
И предварительное, и окончательное технико-экономическое обоснование включает в свой состав следующие материалы:
- Общие исходные данные и условия – отражают основной замысел предприятия;
- Материальные факторы производства – оценка потребности предприятия в материальных ресурсах;
- Расположение предприятия – оценка размещения и стоимости площадей предприятия;
- Проектно-конструкторская документация – содержит данные о технологии производства и необходимости оборудования и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Организационная структура предприятия (управленческая, производственная, сбытовая) и накладные расходы;
- Трудовые ресурсы – потребность в них с детализацией по специальностям;
- Планирование сроков осуществления проекта, в том числе по этапам (строительство / реконструкция предприятия, монтаж оборудования, пусконаладочные работы);
- Финансово-экономическая оценка проекта.
Финансово-экономическая оценка проекта по созданию нового предприятия, как правило, проводится в форме бизнес-плана, который выступает в качестве важнейшего инструмента при определении направлений действий.
Бизнес-план как составная часть технико-экономического обоснования
Бизнес-план нового предприятия является важным документом, который предваряет начало его хозяйственной деятельности. Центральным разделом бизнес-плана является описание целей и задач создания нового предприятия. Главная цель предпринимателя заключается в получении прибыли, однако могут решаться и другие задачи – повышение статуса, благотворительность и т.д.
Основные идеи и содержание бизнес-плана в миниатюре расположены в обобщенном резюме. Оно включает в себя основные параметры и показатели бизнес-плана. Создание и уточнение резюме происходит по мере проработки плана, а его завершение – лишь после составления бизнес-плана в целом.
Обобщенное резюме включает такие показатели, как объемы производства и реализации продукции и услуг, качество реализуемых товаров и услуг, выручка, прибыль, рентабельность, собственные и заемные средства, степень риска, срок окупаемости вложений и др.
В бизнес-плане также должны быть зафиксированы основные характеристики вновь создаваемого предприятия. Должны быть приведены описания, модели, фотографии предполагаемого предприятия, а также сведения о круге потенциальных клиентов (включая детальную информацию о регионах, группах населения, предприятиях). Основываясь на этом, необходимо составить прогнозы уровня цен, платежеспособного спроса на продукцию предприятия и его динамики по временным периодам под воздействием ряда факторов.
Изучение потенциальных потребностей и прогнозирование цен осуществляется в процессе проведения анализа и оценки конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж. В результате этого должны быть определены объемы производства и продаж товаров по временным периодам запуска нового предприятия. При выполнении данной части разработки бизнес-плана следует учитывать наличие других предпринимателей, знать конкурентов, их возможности, способности и особенности ценовой политики.
На следующем этапе необходимо запланировать совершение действий и принятие организационных мер, что должно быть оформлено в виде программы. Ее содержание во многом определяется особенностями направлений деятельности нового предприятия, однако в большинстве случаев она включает:
- Маркетинговую деятельность (определение рынка сбыта, проведение рекламы, установление контактов с клиентами, учет их запросов);
- Деятельность по производству продукции;
- Деятельность по закупке, хранению, транспортировке и реализации продукции;
- Обслуживание клиентов в процессе продажи товара и после продажи.
Бизнес-план также содержит раздел, в котором раскрываются сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для создания нового предприятия. Завершается бизнес-план приведением сводной характеристики эффективности реализации предлагаемого проекта (через показатели чистой текущей стоимости, рентабельности, нормы безубыточности и т.д.).