Понятие запасов
Запасы – это материально-производственные активы, которые могут использоваться в качестве сырья или полуфабрикатов при создании экономического блага с целью его дальнейшего сбыта и получения прибыли.
Запасы могут приобретаться для перепродажи, либо использоваться для удовлетворения нужд организации. Под запасами в бухгалтерском балансе понимаются следующие виды активов:
- Материалы, сырье, полуфабрикаты.
- Животные.
- Незавершенное производство.
- Продукция, готовая к продаже, перепродаже.
- Отгруженная продукция.
- Расходы, относящиеся к будущим периодам.
Они предназначены для выполнения ряда функций. Прежде всего, запасы необходимы для создания нового блага. Они могут применяться для выполнения работы или оказания услуг. Существуют запасы, которые приобретаются предприятием для дальнейшей перепродажи. При выбытии запасы учитываются по-разному. Это может быть расчет по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости всех активов, а также по себестоимости первых приобретенных запасов.
Учет запасов ведется на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Это необходимо для контроля над движением финансовых средств и их расходом. Важно, своевременно проводить анализ запасов, с целью их последующей оптимизации. В случае их недостатка могут возникнуть производственные простои, потеря времени и средств. Для анализа используют метод «АBC-анализа». В нем учитываются наиболее дорогие запасы, которые занимают небольшую часть складских помещений. Далее следуют самые дешевые запасы, как правило, занимающие самую большую часть склада. Существуют так же средние по цене и объему запасы.
Особенности обращения товарных запасов
Товарные запасы содержат большую часть оборотных и финансовых средств торговых предприятий. Чтобы эффективно управлять ими, необходимо уделять этому аспекту торговли особое внимание. Они считаются текущими активами, поэтому рассматриваются в качестве оборотных средств торговых компаний.
Запасы продукции сложно отнести к ликвидным активам, их реализация требует существенных временных затрат. Управление ими позволяет избежать иммобилизации финансов, а также способствует перенаправлению средств в развитие. Сложность управления запасами в торговле заключается в том, что на всех этапах их перемещения и хранения они должны сохранять свои свойства и быть пригодными к употреблению.
Функция запасов заключается в обеспечении покупательского спроса бесперебойным поступлением продукции. Именно поэтому, их классифицируют в зависимости от особенностей применения. Здесь выделяют товары потребительские и производственные. Первые используются для удовлетворения различных нужд покупателя, вторые – для использования в процессе создания благ. Время использования разделяет их на краткосрочные, а также товары для длительного применения. Основной принцип потребления выделяет продукцию повседневного спроса, сегмент престижной продукции, а также товары, требующие тщательного выбора. Так же они могут разделяться на сырье, материалы, комплектующие, тару, инвентарь. Функционал товаров делит их на промышленные товары, товары питания. Они могут быть страховыми, подготовительными, проходить стадию предпродажной подготовки, быть зарезервированными, продаваться.
Скорость оборачиваемости запасов влияет на коммерческий результат деятельности компании. При этом данный параметр подвергается влиянию различных факторов, относящихся к внешней и внутренней среде. К наиболее значимым факторам относят налоговое законодательство, кредитно-финансовую политику государства, принципы организации внутренних процессов предприятия и другие факторы.
Стратегия и система управления запасами в торговле
Управление активами строится на анализе эффективности их использования в обороте компании. Для этого используется перечень показателей, идентифицирующих определенные тенденции в структуре запасов. Среди них выделяют:
- Параметр удельного веса, который рассчитывается на начало периода и его конец.
- Показатель прироста запасов.
- Темп прироста.
- Оборачиваемость, показывающая длительность кругооборота средств.
- Экономия оборотных средств.
Стратегическое управление активами запасов предполагает такую организацию оборачиваемости, при которой станет возможным высвобождение материальных ресурсов, и это позволит оптимизировать движение финансов. Чтобы сэкономить оборотные средства ведутся мероприятия по снижению расходов, повышается надежность операций и изменяются принципы эксплуатации средств. Принятие решений в менеджменте запасов предполагает проведение предварительного анализа структуры товарооборота, рентабельности деятельности предприятия, эффективности использования торговых площадей.
Проведение подобной оценки позволяет составить план будущей потребности в товарах, а также рассчитать их количество, позволяющее наращивать выручку и при этом сохранять качество продукции. Прогноз ложится в основу стратегии торгового предприятия, которая в большинстве случаев заключается в наращивании прибыли.
Если рассматривать планирование запасов в торговле на международном уровне, то здесь стоит отметить использование нестандартных показателей, таких как, общий объем заказов на производственную продукцию, либо на продукцию длительного применения. Этими показателями пользуются иностранные государства. Например, заказы промышленности являются индикатором потребности мировой промышленности в различных товарах. Если этот показатель растет, то можно говорить об активности производства, его росте. Потребность в товарах длительного пользования показывает спрос на последующие три года.
Стратегия управления торговыми запасами определяет пути оптимизации расходов компании. Сокращение расходов без проведения предварительного анализа может привести к сокращению продаж и прибыли. Решением проблемы становится предварительное изучение потребительского спроса, поиск альтернативных методов использования освободившихся ресурсов, минимизация издержек, связанных с содержанием складских помещений.