Сущность понятия «компания»
Компания – это предприятие, занимающееся производством или продажей благ.
Под компанией может пониматься форма организации субъекта хозяйствования. По сути, это предприятие осуществляющее хозяйственную деятельность с целью регулярного извлечения прибыли. В компании может участвовать несколько заинтересованных лиц, которые объединяют собственные усилия и средства для достижения определенных экономических результатов.
Большинство современных стран придерживаются смешанной модели национальной экономики, где большая часть хозяйственных отношений регулируется рыночных механизмом. Для рынка характерна свобода субъектов, их самостоятельность в определении цен, объемов выпуска. Государство практически не вмешивается в отношения между субъектами, удерживая равновесие на национально уровне с помощь косвенного вмешательства в текущие процессы. Свобода деятельности предприятий заставляет их конкурировать друг с другом за рынки сбыта, а также за доступ к факторам производства.
Компания представляет собой объединение предпринимателей. Современные условия хозяйствования, в которых конкурентная борьба между участниками только возрастает, требуют от субъектов быстрых решений для сохранения собственных функций и выживания. Кооперация часто выступает способом стабилизации предприятия или его усиления. Компания может объединять предпринимателей разных сфер, занимающихся производством, сбытом, оказанием финансовых услуг. Кооперация проводится на основе договора, в котором указываются доли ответственности каждого участника. Ответственность может быть ограниченной в зависимости от формы хозяйствования, которую выберут предприниматели на первоначальном этапе создания компании. Таким образом, компания – это социально-экономическая единица, объединяющая материальные, технические и человеческие ресурсы, для регулярного извлечения прибыли.
Слияние и поглощение компании
Слияние и поглощение – это формы реорганизации предприятия. Результатом становится объединение капиталов двух или более компаний. Слияние и поглощение по сути представляют собой ряд юридических и экономических процедур. Участники сделки заключают договор на добровольных началах. В зарубежной практике слияние представляет собой соединение нескольких работающих фирм, в результате чего образуется новая хозяйственная единица. Российская практика подразумевает, что итогом слияния станет создание нового юридического лица. Оно берет на себя функции и обязательства объединенных предприятий.
Российское законодательство разделяет слияние и поглощение. Так же существует третье понятие «присоединение». Поглощение отличается от слияния тем, что одна более сильная компания выкупает часть другой, вследствие чего полностью забирает управление под свой контроль. Минимальный объем выкупа составляет 30%.
Слияние может проводиться одним из двух способов:
- Реструктуризация. Происходит полная ликвидация юридических и налоговых форм, а вновь созданная компания приобретает активы объединенных.
- Объединение активов. Каждое предприятие сохраняет за собой административно-хозяйственную деятельность, при этом часть имущества идет в общий фонд.
Причинами слияния могут быть желание собственников укрупнить бизнес, снизить издержки, увеличить доходы, сменить координацию деятельности, соединить потенциал ресурсов компаний, усовершенствовать технологии, монополизировать конкурентные преимущества, повысить экономическую безопасность. При поглощении компании стремятся к рыночной экспансии, улучшению качества продукции, уменьшению издержек при сохранении конкурентоспособности, повышению узнаваемости бренда, увеличению финансового результата ведения бизнеса и другое.
Слияние и поглощение компаний на примере Майкрософт
Корпорация Майкрософт является одной из крупнейших компаний мира в сфере вычислений. Она поддерживает и разрабатывает широкий спектр продуктов. Компания была основана в 1975 году, а лидером рынка операционных систем она стала в середине восьмидесятых. Она продолжает диверсифицировать выпускаемую продукцию. Теперь большое внимание уделяется играм, созданию бытовой электроники и операционных систем для мобильных устройств.
История инвестиционной деятельности Майкрософт включает в себя:
- Покупку 146 компаний.
- Покупку долей 61 компании.
- Продажу 25 активов.
Кроме того, вложения были проведены в пакеты акций телекоммуникационных компаний. Приобретения были вызваны необходимостью расширять собственную линейку продуктов. Так в 1987 году Майкрософт приобрела компанию, разработавшую программу для презентаций. Следующим крупным приобретением стал хотмейл, который лег в основу группы сервисов, предоставляемых Майкрософт. Далее была куплена компания, разработавшая программное обеспечение для построения диаграмм и графиков.
В 2002 году было совершено приобретение технологии планирования ресурсов, интегрированная в Майкрософт Динамикс. Далее к компании были присоединены рекламное предприятие, компания, разработавшая поисковую систему. Слияние со Скайп сохранило за ее руководителем его пост.
Слияния и поглощения проводятся для диверсификации продукции, расширения предложения, укрепления собственных конкурентных преимуществ. В последние годы Майкрософт скупает предприятия, создающие решения для аварийного восстановления, выпускающие виртуальные хостинги, репозитории и технологии для создания видеоигр.
Долевое участие Майкрософт распространяется на фирмы, обеспечивающие каналы сбыта и коммуникацию с конечным пользователем. Сюда относят маркетинговые услуги в Интернет, компании по Интернет-торговле. В активах компании находятся акции Фейсбук, крупных предприятий, разрабатывающих программное обеспечение, таких как Корел. Покупка акций других компаний дает возможность участвовать в их деятельности, либо получать дивиденды.