Особенности малых предприятий
Малое предприятие – это экономический объект, обладающий определенным набором характеристик, позволяющих ему пользоваться разными льготами от государства.
Развитые страны характеризуются тем, что половина бизнеса в них представлена именно малым бизнесом. Компании заняты в разных отраслях экономики и приносят до половины совокупного дохода ежегодно.
В России малое предпринимательство регулируется федеральным законом. Требования к малому бизнесу следующие:
- Численность сотрудников - не более 100 человек.
- Среднегодовой оборот – не более 800 миллионов рублей.
- Доля государственного участия – не более 25%.
В структуру малых предприятий входят микропредприятия. Для них так же существуют ограничения. Численность их сотрудников не превышает 15 человек, а оборот – 120 миллионов в год.
Малый бизнес наделяется правами юридического лица. Индивидуальный предприниматель или небольшая фирма пользуются всеми юридическими правами. Прежде чем, начать свою деятельность, предпринимателю необходимо зарегистрироваться в соответствующих органах, в том числе в налоговых.
Государственная власть заинтересована в развитии малого предпринимательства, как одного из элементов экономического роста и развития. Это достигается за счет предоставления налоговых льгот. Административные проверки работы малых предприятий могут проводиться реже, либо не проводиться совсем. Некоторые предприятия получают финансовую помощь от государства, если их деятельность имеет стратегическое значение.
Малые предприятия могут быть интересны для сотрудничества крупным предприятиям. Это связано с тем, что у малого бизнеса недостаточно финансов, однако, он более быстро реагирует на изменения рынка и внесение технологических изменений в свою работу. У крупных предприятий есть возможность финансировать различные проекты и технологии.
Разработка стратегии создания малого предприятия
Разработка стратегии создания малого предприятия начинается с формирования идеи, которую будут реализовывать. Исследование рынка и всесторонний анализ его показателей и деятельности конкурентов позволит проверить идею на адекватность заданным условиям и потребностям покупателей. Когда идея утверждена, начинается этап разработки плана запуска предприятия, его развития и исследование цикла жизни.
Главный вопрос, на который должен ответить предприниматель, какой вид деятельности выбрать. Далее определяет рынок и сегмент, на котором будет действовать предприятие. После того, как эти вопросы будут решены, предприниматель переходит к стратегическому планированию. Эффективность выбранной стратегии влияет на конкурентные преимущества компании. Следование выбранному курсу позволяет решать следующие задачи:
- Привлекать потребителей.
- Удерживать покупателей.
- Оптимизировать использование доступных ресурсов.
Выделяют следующие стратегии. Базовая стратегия описывает обще направление роста производственной системы и сбытовой деятельности. Конкурентная стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Функциональная стратегия разрабатывается для каждого подразделения, если это предусмотрено организацией предприятия.
Структура стратегии включает в себя совершенствование функций управления и организации деятельности, усиление микроэкономических взаимодействий внутри бизнеса, усиление горизонтальных взаимодействий малых предприятий. Это влияет на минимизацию издержек, дифференциацию и диверсификацию.
Место малого бизнеса в экономике
Малый бизнес считается одним из признаков рыночного хозяйства. Он может быть разных форм, но отличается небольшим количеством сотрудников и оборотом. В Росси малые предприятия преимущественно работают в сфере услуг и торговли. Остальные отрасли заняты крупными или средними предприятиями.
Малые предприятия в западных странах формируют до половины дохода бюджета. Например, в США жизненный цикл существования малого бизнеса составляет не более 1 календарного года, что считается нормой. В стране существует гибкая система кредитования бизнеса, а также упрощенные системы налогообложения.
В России малое предпринимательство сталкивается с множеством препятствий, несмотря на государственные программы поддержки. Прежде всего, макроэкономическая нестабильность определяет особенности функционирования всех рынков. Банки неохотно предоставляют кредиты малому бизнесу. Государственная поддержка зачастую сводится к упрощенной системе налогообложения. Не так давно появились информационные порталы и бесплатная помощь предпринимателям.
Малый бизнес в экономике играет важную роль. Он формирует рабочие места, а значит, повышает благосостояние граждан. Гибкость и мобильность малых предприятий позволяет быстро осваивать и внедрять новые технологии. Поддержка малого бизнеса способствует улучшению экономики территории или региона. Целевое финансирование становится толчком к развитию и укреплению определенных видов деятельности.
Индивиды, решившие реализовать свой предпринимательский талант, и не имеющие крупного капитала с помощью малых предприятий могут реализовать свои идеи. Именно в сфере малого предпринимательства происходят все значимые открытия и изменения. Малые предприятия не могут оказывать существенного влияния на рынок, поэтому им приходится конкурировать между собой за покупателя. Это подстегивает их стремление к изучению потребностей рынка, а значит, к повышению качества предлагаемых благ.
С макроэкономической точки зрения развитие малого бизнеса создает стимулы для ускоренного экономического роста. Он диверсифицирует виды деятельности, способствует насыщению рынков. Малый бизнес выполняет социальную функцию, выравнивая несправедливость, порождаемую рыночной экономикой.