Расходы предприятия
Расходы предприятия – это уменьшение экономической выгоды вследствие выбытия денежных средств и имущества в ходе производственного процесса.
Они ведут к уменьшению капитала, но за исключением той части, которая принадлежит собственникам имущества. Существуют активы, которые не относятся к расходам. Среди них выделяют:
- Средства, вложенные в приобретение или создание внеоборотного капитала. Это могут быть объекты незавершенного строительства, основные средства и нематериальные активы.
- Вклады, связанные с приобретением акций компании для последующей их перепродажи.
- Средства, потраченные на благотворительность, спонсорство.
- Деньги по договорам, в том числе по авансовым платежам.
- Активы, которые идут на погашение займов и кредитов.
- Расходы, направленные на решение вопросов по обычным видам деятельности.
- Расходы, относящиеся к внереализационным.
Прочими расходами считаются остальные затраты, которые отличаются от издержек, связанных с обычными видами деятельности. К последним относят издержки на изготовление благ, покупку готово продукции или ее продажу, так же расходы на оплату услуг и работ. Если предприятие занимается лизингом или арендой, то расходы охватывают все операции, связные с этой деятельностью. То же самое происходит в компаниях, занимающихся патентами, лицензиями, участием в уставном капитале других предприятий.
Операционные расходы охватывают издержки, которые не связаны основной хозяйственной деятельностью. Все расходы, относящиеся к основному производству, принимаются к бухгалтерскому учету в денежном эквиваленте с учетом соотношения поступивших средств и размера кредиторской задолженности.
Анализ расходов предприятия
Каждое предприятие имеет свою специфику экономической деятельности, даже если производить аналогичный конкурентам товар или услугу. Особенности организации предприятия, отношения с поставщиками и подрядчиками, эффективность менеджмента оказывают влияние на результат его работы. Эти элементы необходимо учитывать при подсчете расходов. Для удобства их принято делить на группы. Все расходы формируются за счет материальных затрат, затрат на оплату труда, отчислений во внебюджетные фонды, амортизацию и другие расходы.
Оптимизация бухгалтерского учета определяется разнесением расходов по статьям затрат. Перечень устанавливается руководством предприятия с учетом его специфики.
Учет расходов важен для формирования финансового результата. В состав всех затрат входят себестоимость реализованной продукции, а так же переходящие расходы, которые формируются за счет затрат по обычным видам деятельности. Управленческие и коммерческие расходы признаются по себестоимости.
Анализ расходов проводится с помощью финансовых документов и данных бухгалтерской отчетности. Он основывается на расчете показателей динамики, структуры расходов. Далее анализируется уровень их контроля, рассчитывается ресурсоемкость и критический объем сбыта. До начала анализа проводится исследование положений действующей учетной политики организации. Если данные учетной политики не доступны, то опираются на метод калькуляции себестоимости.
Если рассматривать структуру расходов по направлениям деятельности, то их разделяют на себестоимость, коммерческие, управленческие и прочие.
Полученные результаты анализируются на предмет темпа прироста расходов и их элементов, с учетом того, что рост выручки должен быть больше. Если по статье прочие расходы отражена слишком большая сумма, то анализ осложняется. Предприятие становится менее прозрачным для внешних контрагентов. Для растущих предприятий характерен перевес в сторону расходов.
Пути сокращения расходов на предприятии
Кризис заставляет предприятия пересматривать основные статьи затрат, особенно это касается фонда оплаты труда. Самым простым способом регулирования расходов считается сокращение штата. Но данный подход негативным образом сказывается на функционировании предприятия. Управление расходами начинается с их разделения на следующие группы:
- Эффективные. Сюда включают все расходы, которые относятся к непосредственному выпуску продукции.
- Неэффективные. Расходы, обслуживающие такие проблемы, как брак, хищение, порча, простой и другие.
- Релевантные. На эти расходы можно повлиять через оптимизацию управления.
- Затраты, учитываемые в себестоимости продукции.
- Переменные, постоянные и смешанные.
Помимо сокращения расходов на персонал, руководители часто прибегают к уменьшению затрат на аренду, закупку факторов производства и рекламу.
Сокращение арендуемых площадей осуществляется за счет переезда в другое помещение, либо за счет выведения части персонала на удаленную работу. Пересмотр прямых расходов на управление заключается в оптимизации мотивационной части оплаты труда руководителей. Еще одной категорией из данной статьи являются командировочные. Существенное влияние оказывает сокращение затрат на производство. Сюда относят внедрение методов бережливого производства, автоматизацию процессов, использование новых технологий и другое. Инновационный подход требует полного структурного преобразования предприятия, поэтому считается долгосрочным.
Снижение себестоимости не должно сказываться на качестве продукции, в противном случае, сокращение затрат приведет к потере покупателей, а значит, к уменьшению выручки. Еще одним методом сокращения расходов является организация контроля качества. Здесь рассматриваются расходы, которых можно избежать и обязательные затраты. Например, к первой группе относят отходы производства, устранение дефектов, дополнительные проверки, риски, связанные с выполнением дополнительных обязательств, низкий спрос. Обязательными расходами в части контроля являются аудит, контроль работы оборудования, аудит поставщиков, инструктаж персонала, проверка и осуществление контроля.