Понятие себестоимости
Себестоимость – это количество издержек, которое понесло предприятие в ходе создания и реализации готовой продукции.
Она выражает стоимостную оценку затрат предприятия, которые идут на обеспечение производства и сбыта благ. Себестоимость охватывает все расходы, связанные с экономической деятельностью предприятия. Они принимаются к учету финансовыми службами и отражаются в бухгалтерском учете. Калькуляция себестоимости является необходимым элементом финансового планирования работы предприятия. От нее отталкиваются расчеты ведущих показателей деятельности.
Себестоимость подразделяется на несколько видов:
- Прямая. Она охватывает все расходы, которые пошли на закупку сырья, материалов, оплату труда, выплату налогов и так далее.
- Цеховая. Она включает затраты, которые относятся к работе отдельного цеха или подразделения.
- Производственная. Этот вид себестоимости включает в себя цеховые и общехозяйственные расходы.
- Полная. Она состоит из производственной и затрат, которые понесла компании при организации сбыта.
Расчет себестоимости называется калькуляцией. Существуют примерные общие методики расчета, но каждое предприятие имеют свою специфику, поэтому учет себестоимости ведется в соответствии с этими особенностям. Обычно все расходы делят по статьям затрат на материалы, топливо, сырье, амортизацию, фонд оплаты труда с учетом премий, обязательные отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды, расходы командированных сотрудников, оплата услуг контрагентов, административные расходы.
Таким образом, себестоимость является важным показателем функционирования предприятия. Она отражает эффективность управления и использования ресурсов.
Принципы расчета себестоимости продукции
Изучение себестоимости состоит из нескольких этапов. Сначала определяется количество издержек при получении продукта. То есть, производится калькуляция себестоимости. Нормативная и плановая себестоимости рассчитываются для формирования представления о хозяйственном процессе. В фактической калькуляции отражаются реальные данные.
После того, как будет определена величина издержек, осуществляется их распределение по статьям затрат.
Полная себестоимость рассчитывается как сумма производственных затрат и расходов на реализацию. Она применяется для анализа эффективности работы предприятия. В условиях рынка важным параметром является объем продаж, поэтому себестоимость рассчитывается, как полная стоимость за вычетом нереализованного продукта.
Помимо общих методик расчетов существуют специальные. Чтобы определить расходы на создание единицы продукции необходимо разделить издержки на постоянные и переменные. В структуру постоянных издержек входят:
- Фонд оплаты труда, его постоянная часть.
- Обслуживание и аренда помещений.
- Амортизация.
- Постоянные налоги.
- Затраты на продвижение и рекламу.
Изменяющаяся часть издержек включает в себя закупку сырья и материалов, переменную часть зарплаты, оплату электроэнергии, расходы на транспортировку, коммерческие расходы. Более точный расчет стоимости одной единицы продукции осуществляется сумма частного от деления производственных издержек на количество произведенных единиц и частного от деления коммерческих издержек и количества реализованных единиц. На предприятиях могут создаваться свои формулы расчетов, учитывающие специфику их работы.
Себестоимость в финансовом анализе предприятия
Финансовый анализ направлен на изучение финансового состояния деятельности предприятия. Это необходимо для принятия управленческих решений, либо внесения изменений в инвестиционную деятельность. Обычно анализ проводится с помощью средств программного обеспечения, что позволяет снизить ошибки и повысить качество расчета. Финансовый анализ включает в себя:
- Исследование активов и обязательств.
- Изучение платежеспособности.
- Исследование финансовых результатов.
- Оборачиваемость активов.
- Изучение финансовой устойчивости.
Финансовый анализ опирается на расчет показателей, среди которых коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности, быстрой ликвидности, рентабельность продаж и собственного капитала. Существуют общие методики финансового анализа. Источниками информации для него являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках. Чтобы получить более точные данные проводится исследование движения денежных средств, капитала, рассчитывается точка безубыточности.
Внутренний анализ обычно проводится силами специалистов предприятия. Им доступна вся необходимая информация. Внешний анализ может осуществляться привлеченными или сторонники экспертами для повышения доверия полученным данным. Такие отчеты применяются для внешних инвесторов, кредитных организаций, где планируется взять заем. Финансовый анализ может быть полным или предварительным. Он дает полную и объективную оценку состоянию финансов, выявляет причины негативных тенденций, ведет к обнаружению резервов, проработке конкретных шагов по улучшению положения компании. Так же способствует прогнозированию финансовых результатов.
Связь между финансовым анализом и себестоимостью заключается в том, что себестоимость лежит в основе доходов предприятия. В зависимости от того, насколько эффективно организована работа с затратами, определяется доходность предприятия, а значит, его финансовое положение и независимость. Анализ может быть вертикальным, горизонтальным, сравнительным или пространственным. Так же возможно исследование трендов, либо факторов, определяющих положение компании на рынке.