Рентабельность организации
Рентабельность – это показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Экономика базируется на производственном процессе, который преимущественно реализуется в реальном секторе экономики. Рыночная модель хозяйствования подразумевает свободу предпринимательской деятельности, разнообразие форм собственности и наличие конкурентной борьбы. Субъекты самостоятельно выбирают, что, для кого производить и по какой стоимости реализовывать. Конкуренция возникает тогда, когда интересы экономических агентов пересекаются. Обычно это касается закупки производственных факторов и завоевания рынков сбыта.
Ценовая конкуренция сегодня не действенна. Предприятия используют методы неценовой борьбы, которая выражается в маркетинговых мероприятиях, исследовании потребительского спроса, а так же в оптимизации соотношения затрат и доходов. Расчет рентабельности является одним из инструментов оценки эффективности работы предприятия. Показатель может использоваться как для обобщенных результатов, так и для каждого элемента производственной деятельности в частности.
Оценка эффективности позволяет выявить слабые и сильные стороны, изучить результативность принятых управленческих решений, соотнести понесенные в процессе производства расходы и полученную прибыль. Расчет рентабельности используется для следующих целей:
- Прогноз прибыли.
- Сопоставление работы предприятия с конкурентами.
- Расчет потребности в инвестициях.
Показатель рентабельности значим для продажи компании и проведения иных сделок с предприятием. Коэффициент рентабельности соотносит полученную прибыль и использованные ресурсы. Он может выражаться в величине прибыли, либо измеряться в процентах в зависимости от целей исследования. Среди показателей рентабельности выделяют рентабельность активов, продаж, основных средств, инвестиций и собственного капитала.
Рентабельность показывает отношение прибыли к тому параметру, эффективность использования которого планируют оценить.
Методы расчета показателя рентабельности
Расчет минимальной прибыли, способной покрыть затраты, называется порогом рентабельности. Показатель необходим для оценки необходимости в инвестициях, участия себестоимости в производстве. Порог рентабельности еще называют «точкой безубыточности», в этом месте проект начинает покрывать расходы.
Эффективность использования активов предполагает отнесение участия в прибыли здания, оборудования, сырья и денег. Если показатель меньше нуля, то предприятие считается убыточным. Чем выше показатель, тем эффективнее использование ресурсов. Рентабельность продаж показывает долю чистой или валовой прибыли в выручке. Отдача основных фондов важна для расчета, так как их стоимость относится на себестоимость продукции. Эффективность использования основного капитала позволяет сократить объем постоянных издержек.
Эффективность капитала показывает отдачу от каждой вложенной денежной единицы. Например, можно рассчитать рентабельность банковского займа, что позволит принять решение о его необходимости. Показатель прибыльности может рассчитываться для производства в целом, либо для проекта.
Одним из важных показателей рентабельности является норма чистой прибыли. Она показывает эффективность предприятия в процессе получения дохода. Здесь отражает чистая прибыль на рубль выручки. В составе рассматриваются:
- Прибыль от реализации.
- Выплаты по кредитам.
- Курсовая разница.
- Прочие прибыли и убытки.
Теоретическая экономика не рассматривает ограничения для нормы прибыли. Ее размер зависит от отраслевой принадлежности предприятия и этапа его развития. Норма прибыли может колебаться в разные периоды. Например, резкое колебание национальной валюты может привести к изменению финансового результата за период.
Пути повышения рентабельности организации
Повышение рентабельности заключается в минимизации затрат и увеличении выручки. Чтобы реализовать этот метод предприятие может расширить потребление факторов производства, что принесет краткосрочный эффект, либо внедрять инновационные решения, способные оптимизировать затраты за счет увеличения производительности.
Одним из инструментов повышения рентабельности является усиление финансового контроллинга. Управленческие решения увязываются с финансовыми результатами. Это позволяет выявить отклонения реальных итогов от запланированных. Так же контроллинг выявляет слабые места в менеджменте, способствуя регулированию управленческой среды. Он состоит из планирования, постановки стратегических и тактических целей, последующего контроля над исполнением принятых решений. Платежеспособность достигается за счет достижения необходимого уровня рентабельности.
Проведение аудиторских проверок сторонними компаниями позволяет провести независимую оценку бизнес-процессов. Так же проводится анализ движения финансовых средств. Иногда низкие показатели эффективности связаны с неграмотным управлением. Основная задача повышения эффективности работы предприятия – удержание долгосрочной конкурентоспособности. Выручка формирует свободные денежные средства, поэтому экономия затрат влияет не только на доходность, но и на финансовую независимость и ликвидность. Затраты определяют уровень доходов и структуру себестоимости. Появляется возможность увеличить размер добавленной стоимости, что положительным образом влияет на безубыточность работы предприятия.
Повышение рентабельности является одной из важных задач управления предприятием. Руководство использует все доступные средства для координации затрат и доходов, что помогает удерживать стабильность и конкурентоспособность организации в долгосрочной перспективе. Увеличение прибыли влияет на эффективность деятельности субъекта в целом, поэтому мероприятия по повышению рентабельности проводятся постоянно.