Прибыль предприятия – это экономическая категория, которая выражает разницу между валовой выручкой (доходами) предприятия и понесенными им затратами (расходами).
Понятие и функции прибыли предприятия
Прибыль является главным целевым ориентиром предприятия. Именно на ее получение нацелена деятельность предприятия, которая заключается в производстве и реализации продукции.
Прибыль представляет собой экономическую категорию, которой выражен положительный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Положительный характер проявляется в том, что совокупные доходы, полученные предприятием за определенный период, превзошли совокупные расходы, которые возникли у предприятия за тот же период времени.
Величина прибыли чаще других показателей используется для характеристики уровня конкурентоспособности предприятия на рынке, для оценки эффективности его производственной и коммерческой деятельности. Величина прибыли зачастую используется при определении относительных показателей, которые позволяют провести сравнительный анализ и получить качественную оценку.
Прибыль как экономическая категория в жизнедеятельности предприятия выполняет следующие функции:
- Характеризует экономический эффект, который получен предприятием по итогам хозяйственной деятельности;
- Стимулирует предприятие к расширению производственной деятельности, научно-технического и социального развития, материального поощрения работников;
- Принимает участие в формировании бюджетов разных уровней, т.е. финансирует выполнение государством возложенных на него функций.
Разновидности прибыли предприятия и способы ее использования
Обычно прибыль предприятия подразделяется на распределенную и нераспределенную. Распределенной прибылью называют ту ее часть, которая была распределена между участниками (учредителями, собственниками, акционерами) предприятия и выплачена им в качестве дивидендов.
Оставшаяся часть прибыли – нераспределенная – может быть использована по-разному:
- Вложена в основной капитал для расширения производства;
- Инвестирована в финансовые средства для диверсификации рисков и приумножения прибыли в будущем;
- Израсходована на приобретение непрофильного объекта хозяйствования, т.е. для диверсификации производства;
- Зарезервирована (сохранена, сбережена, запасена) в форме специального фонда и т.д.
Выделяют две основные разновидности прибыли предприятия. Первая разновидность – это бухгалтерская прибыль. Она отражает те доходы и расходы предприятия, которые были реально произведены и зафиксированы в бухгалтерских документах.
Вторая разновидность – это экономическая прибыль. Она представляет собой разницу между бухгалтерской прибылью и неявными (внутренними, альтернативными) издержками. Последние по сути являются той бухгалтерской прибылью, которая могла быть получена предпринимателями в случае вложения средств в другой, наиболее выгодный из иных инвестиционных проектов (например, по созданию предприятия в другой отрасли экономики).
Нормальными считаются бухгалтерская прибыль, которая выше нуля, и экономическая прибыль, которая равна нулю. Если экономическая прибыль выше нуля, то предприятие извлекает сверхприбыль. Если экономическая прибыль ниже нуля, то предприятию стоит задуматься над тем, чтобы сменить сферу своей деятельности.
Пути максимизации прибыли предприятия
Большинство коммерческих организаций стремится максимизировать размер получаемой прибыли. Поскольку прибыль равна разнице между совокупной выручкой и совокупными издержками, в основном выделяют два главных способа максимизации прибыли: увеличение выручки и уменьшение издержек.
Чаще всего предприятия выбирают путь по сокращению производственных издержек, поскольку это считается наиболее реалистичным сценарием развития событий в условиях высокой конкуренции, сложившейся на современных рынках. Издержки могут быть сокращены, в первую очередь, за счет активного использования в производстве последних достижений научно-технического прогресса.
В настоящее время уже непрерывно осуществляются процессы модернизации, автоматизации и информатизации производства. В условиях постиндустриального общества и цифровой экономики совершенствуется организация производства, повышается производительность труда, внедряется стандартизация, сокращаются трансакционные издержки. Кроме того, средние издержки производства могут быть уменьшены в силу действия эффекта экономии на увеличении масштабов производства.
Увеличение совокупной выручки означает увеличение выпуска продукции и объема продаж. Повышением цен этого на конкурентном рынке добиться практически невозможно. Объемы продаж могут вырасти на фоне увеличения совокупного спроса (тогда подобное происходит у всех участников рынка) или увеличения доли предприятия на рынке.
Предприятие может увеличить свою долю на рынке в результате:
- Массовой рекламы своего продукта;
- Наступления у конкурентов неприятностей (в частности, банкротства);
- Закрепления исключительных прав на продукт, его наименование или способ производства (т.е. получения патента на результаты научно-технических разработок);
- Создания продукта, который в большей степени удовлетворяет потребности клиентов и т.д.
Таким образом, мировая практика предпринимательской деятельности разработала большое число способов максимизации прибыли предприятия. Выбор конкретного способа зависит от действия множества факторов (сферы деятельности предприятия, уровня конкуренции, финансового положения предприятия, объема и глубины научно-исследовательских работ в выбранной сфере и т.д.). Поэтому предприятия реализуют индивидуальные пути максимизации собственной прибыли.