Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Прибыль компании: виды, методы планирования и распределения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Прибыль компании: виды, методы планирования и распределения
Содержание статьи

Виды прибыли компании

Определение 1

Прибыль компании - это часть дохода, остающаяся после вычета прямых расходов, косвенных налогов и иных затрат.

Прибыль - это важнейший показатель эффективности функционирования компании, источник её экономического роста. Если прибыль возрастает, собственный капитал может увеличиваться, что способствует удовлетворению интересов владельцев организации. Прибыльность хозяйствующих субъектов выгодна как акционерам, которые получат более высокие дивиденды, так и государству, получающему налоги и сборы в бюджеты.

На практике при учете и планировании выделяют следующие разновидности прибыли:

  • прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Это основной источник прибыли компании. Её вычисляют как разницу между полученной от продаж выручкой и текущими затратами, связанными с производством и реализацией продукции, работ, услуг, товаров. Из дохода вычитаются суммы налогов, отчислений и сборов, которые уплачиваются из выручки,
  • операционная прибыль. Она рассчитывается как положительная разница между операционными доходами и операционными расходами, за исключением продажи основных средств. Операционными расходами признаются те затраты компании, которые обуславливают получение операционных доходов,
  • прибыль от внереализационных операций. Её определяют как разность между доходами и расходами по внереализационным операциям, отрицательные курсовые разницы и т.д.,
  • прибыль за отчетный период. Это суммарная прибыль по всем направлениям деятельности компании,
  • налогооблагаемая прибыль. Если из прибыли отчётного периода вычесть прибыль по видам деятельности, облагаемым иными вариантами налогов по специальным налоговым режимам, а также льготируемую прибыль, будет получена база обложения налога на прибыль,
  • льготируемая прибыль. Законодательство может предусматривать, что часть прибыли не облагается налогом при соблюдении определенных условий. Эта часть образует льготируемую прибыль,
  • чистая прибыль. Она представляет собой прибыль за период, из которой вычли налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые из прибыли,
  • нормальная прибыль. В рыночной экономике для того, чтобы оценить эффективность конкретного вида деятельности, рассчитывают нормальную прибыль, отражающую норму отдачи на капитал и норму предпринимательского дохода. Если бизнес приносит прибыль, превышающую нормальную, он может считаться эффективным.

Планирование прибыли

Можно выделить два основных способа планирования прибыли:

  • метод прямого счёта,
  • аналитический метод.

Более широкое применение в современных условиях нашёл метод прямого счета. Его применение целесообразно, если у компании сравнительно небольшой ассортимент продукции. Смысл состоит в том, что прибыль считают как разницу между выручкой от продажи продукции и её полной себестоимостью без учета НДС и акцизов. Перед тем, как рассчитывать прибыль, определяют выпуск сравнимой и несравнимой товарной продукции по полной себестоимости в плановом году, а также уточняют остатки готовой продукции и товаров.

Если ассортимент выпускаемой продукции велик, целесообразно применение аналитического метода. Кроме того, он может служить дополнением для прямого метода, позволяя осуществлять проверку и контроль. Преимуществом аналитического метода является возможность определения влияния на плановую прибыль отдельных факторов. При применении аналитического метода расчет прибыли производится не отдельно по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей совокупности сравнимой продукции. Аналитический метод исчисления прибыли включает три последовательных этапа:

Готовые работы на аналогичную тему

  • определение базовой рентабельности. Её вычисляют как частное от деления прогнозируемой прибыли в отчётном году на прогнозируемую полную себестоимость,
  • вычисление объема товарной продукции на плановый период по себестоимости отчётного периода и расчёт на основе базовой рентабельности прогноза прибыли,
  • анализ влияния различных факторов на плановую прибыль. Прибыль по несравнимый продукции в аналитическом методе рассчитывается отдельно.

Распределение прибыли

Прибыль распределяется в два этапа.

Первый этап - определение потребности по направлениям использования прибыли:

  • на финансирование развития материальной и технической базы предприятия, авансирование основных средств. Потребность зависит от оценки необходимости модернизации оборудования,
  • на финансирование увеличения собственных оборотных средств, авансирование собственного оборотного капитала. Потребность рассчитывают методом технико-экономических расчётов или прямого счёта исходя из данных о наличии средств, прогнозов темпа роста товарооборота и других факторов,
  • на создание финансовых резервов,
  • на погашение среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов и процентов по ним,
  • на погашение иных разновидностей кредитных обязательств и уплату процентов по ним,
  • на финансовые вложения,
  • на финансирование деятельности ассоциаций, объединений и прочих горизонтальных структур, в которые входит данная организация,
  • на обеспечение материального стимулирования сотрудников и социальное развитие компании,
  • на налоговые обязательства перед государством (налоги, сборы и прочие обязательные платежи),
  • на выплаты дивидендов, если они предусмотрены в учредительных документах.

Второй этап представляет собой сравнение потребностей в прибыли с реальными возможностями предприятия её получить. После того, как утвержден план прибыли к получению, принимается окончательное решение по направлениям её использования.

Каждое предприятие ежегодно составляет плановые сметы и сметы фактического использования фонда накопления и фонда потребления. В каждой из этих смет показывается находящийся остаток средств, поступление средств в отчетном году, расходы по конкретным направлениям, остаток средств на начало будущего периода. Фактическое исполнение сметы анализируется на прямое соответствие плановым разработкам и оценивается целесообразность произведенных расходов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис