Понятие эффективности
Чтобы оценить эффективность малого предпринимательства, необходимо прежде дать определение понятию «эффективность». Чаще всего, под этим понимают качественно положительный результат.
Эффективность – это показатель, характеризующий соотношение результата и затрат, направленных на его получение.
По сути, можно посчитать эффективность практически любого бизнес-процесса, если знать количественное выражение результата и затраченных ресурсов. Если говорить о малом предпринимательстве, то под эффективностью деятельности также может подразумеваться объем продаж, объем выпуска продукции, рентабельность и т.д. Такая оценка предполагает достаточно узкий подход и специфические инструменты. Малый бизнес имеет различную отраслевую принадлежность, в рамках которой существуют свои показатели и ограничения. Поэтому сложно дать универсальное и конкретное понятие эффективности для малого предпринимательства.
В общем смысле, эффективность малого предпринимательства заключается в стабильном функционировании бизнес-процессов без каких-либо проблем.
Показатели оценки эффективности
Все показатели оценки эффективности малого предпринимательства можно разделить на количественные и качественные.
Количественные показатели предполагают расчет на основе имеющейся статистики и фактических данных, которые можно оценить. Качественная оценка проводится в тех случаях, когда количественная оценка невозможна. Качественную оценку еще называют экспертным анализом.
При оценки малого бизнеса можно оценивать предприятие как целостный имущественный комплекс, можно проводить оценку эффективности отдельных бизнес процессов или управленческих решений
Способы повышения эффективности
Малое предприятие, как субъект хозяйствования, имеет жизненный цикл, который представлен следующими стадиями:
- создание,
- рост,
- зрелость (пик деятельности),
- спад и смерть (прекращение деятельности).
Для определения способов повышения эффективности бизнеса малое предприятие должно четко понимать, на какой стадии такого цикла оно находится, т.к. для каждой фазы имеются свои инструменты регулирования и воздействия. В начале своего жизненного цикла повышение эффективности деятельности бизнеса будет зависеть от поиска наилучших поставщиков факторов производства, наращивания объемов производства, определения своего сегмента и ниши на рынке. В стадии зрелости и спада важно вовремя идентифицировать признаки кризиса и, либо, не допустить его, либо преодолеть.
Классические способы повышения эффективности деятельности малого предприятия следующие: гибкая ценовая политика, оптимизация затрат, улучшение качества продукции и формирования лояльного отношения потребителей.
Анализ эффективности
Анализ эффективности функционирования малого бизнеса включает в себя следующие разделы:
- анализ объема рынка;
- анализ доли продукции, представленной на рынке;
- анализ уровня спроса на реализуемую продукцию;
- анализ качества предоставляемых услуг или реализуемой продукции.
Кроме этого, анализ эффективности деятельности может включать аудит бухгалтерского и управленческого учёта, а также анализ финансовой отчетности.
Для определения конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности малого предприятия, а также его возможностей и угроз со стороны, может быть использован SWOT-анализ.