Понятие малого предпринимательства
Малое предпринимательство – это вид экономической деятельности, осуществляемый субъектами экономики, которые сгруппированы по определенным признакам, как то : численность персонала; объем выручки; размер уставного капитала и т.д.
Основные черты малого предпринимательства можно охарактеризовать следующим образом:
-
С точки зрения характера процесса производства:
- ограниченные объемы факторов производства, применяемых в технологических процессах;
- мелкосерийная и узкоспециализированная продукция;
-
С точки зрения особенной процесса управления:
- индивидуальное и непосредственное управление собственником производственным процессом;
- сопряженность жизненного цикла предприятия с жизнедеятельностью его собственника, особое значение роли руководителя в деятельности предприятия;
- простота и компактность управленческой структуры, преимущественно неформальный характер процессов планирования, прогнозирования и контроля
- быстрота принятия и реализации управленческих решений.
-
С точки зрения особенностей элементов внутренней среды предприятия:
- персонализированный характер трудовых отношений (чаще всего личный и неформальный);
- легкость внедрения инноваций как в производственный, так и в организационные процессы на предприятии;
- ограниченный объем собственных и заемных финансовых ресурсов;
- низкий объем капитализации, свидетельствующий о небольшой доли реинвестированного дохода собственника;
- высокая скорость оборачиваемости капитала, а, следовательно, и делово активности;
- непосредственное осуществление кадровой политики и принятия тактических и стратегических решений в различных сферах внутренней структуры предприятия.
-
С точки зрения особенностей элементов внешней среды предприятия:
- преимущественно неформальное и личное взаимоотношение с рынком поставщиков факторов производства и рынком сбыта (потребителями);
- локальность и, в некоторых случаях, узкоспециализированность рынков сбыта продукции;
- роль «конкурентного окружения» во взаимосвязях со средними и крупными предприятиями;
- восприимчивость к изменениям демографической и экономической ситуации, политической обстановки, а также нормах налогового, трудового и иных законодательных актах
- ограниченность доступа ко внешним источникам финансирования деятельности и, порой, сложность получения заемного капитала;
- высокая степень зависимости от государства в форме программ продержки и развития малого предпринимательства.
Функции малого предпринимательства
Малое предпринимательство выполняет следующие функции в экономике:
- осуществляет производство части ВВП государства;
- обеспечивает занятость населения, тем самым снижая уровень безработицы;
- препятствует и замедляет процессы монополизации, что приводит к снижению темпов роста цен в отраслях экономики;
- обеспечивает создание конкурентной среды, что приводит к улучшению качества продукции;
- осуществляет производство мелкосерийной и малономенклатурной продукции, которую нерентабельно производить крупным предприятиям.
Основные задачи малого предпринимательства
- развитие конкуренции в различных сферах и отраслях экономики;
- ускорение инновационных процессов в сфере производства и реализации продукции;
- ускорение структурной перестройки экономики города, региона, государства;
- содействие укреплению благосостояния собственников и, как следствие, повышение социальной стабильности в обществе;
- создание базы для увеличения занятых в экономике и снижения уровня безработицы;
- расширение и укрупнение форм взаимодействия с крупным и средним бизнесом в целях увеличения ВВП государства и повышения конкурентоспособности экономики;
- развитие точек роста небольших городских и сельских поселений;
- укрепление экономической базы местных бюджетов.