Деловая активность – это процесс устойчивой хозяйственной работы предприятия, направленной на положительную динамику ключевых показателей его деятельности, в том числе на повышение эффективности использования ресурсов для обеспечения конкурентоспособности с учетом микро и макроэкономических условий.
Содержание деловой активности предприятия
Деловая активность является выражением эффективности управления материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами в деятельности предприятия. Она становится характеристикой качества управления, возможностей экономического роста и достаточности капитала компании. В основном деловая активность хозяйствующего субъекта зависит от макроэкономических факторов, которые формируют либо благоприятный климат предпринимательства, либо наоборот способствуют затуханию и свертыванию деловой активности. Достаточно высокое значение имеют и внутренние факторы, подконтрольные менеджменту: организация договорной работы, повышение образовательного уровня управляющего персонала, расширение информационного обмена в сфере маркетинга.
Качественная оценка деловой активности может быть получена после сравнения деятельности предприятия с аналогичными. Среди качественных критериев деловой активности:
- объем продукции, реализуемой на экспорт;
- степень широты рынка сбыта продукции;
- репутация предприятия, связанная известностью его клиентов и т.п.
Количественные критерии деловой активности можно классифицировать по степени исполнения плана в разрезе основных показателей и по уровню эффективности управления ресурсами предприятия.
Поскольку деловая активность является комплексной категорией, можно выделить признаки ее классификации.
По оцениваемому объекту деловая активность бывает:
- Финансовая – связана с получением высокого финансового результата, поддержанием финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности.
- Рыночная – подразумевает расширение рынка сбыта продукции, товаров, работ или услуг, удовлетворение интереса собственников.
- Производственная – связана с наращиванием производства профильных товаров.
- Инвестиционная – связана с изучением объектов, приобретением оборудования, соблюдением графика строительства новых площадей.
- Инновационная - подразумевает внедрение передовых технологий.
- Организационно-управленческая – является характеристикой усилий менеджмента для грамотного управления и контроля.
Существует классификация деловой активности в зависимости от масштабов охвата: деловую активность рассчитывают в целом по стране, по области или по отрасли с учетом данных статистики или иных информационных источников.
По отношению к самой организации деловая активность может быть внутренней (дает характеристику усилий организации в части рационального и эффективного использования ресурсов) и внешней (связана с оптимальным налоговым режимом, подписанием выгодных контрактов).
Среди основных направлений повышения деловой активности современного предприятия можно назвать:
- ускорение оборачиваемости капитала,
- экономию оборотных средств,
- обоснованный поиск резервов экономии ресурсов.
Ускорение оборачиваемости капитала
Важная роль в повышении деловой активности современного предприятия отводится ускорению оборачиваемости капитала, поскольку, чем быстрее происходит кругооборот капитала, тем больше объем реализации и выручки получит предприятие при одном и том же капитале за определенный временной отрезок. Ускорение оборачиваемости зависит от их времени нахождения на разных этапах производственного цикла, сокращения его продолжительности, а, значит, ускорение оборачиваемости – это первоочередная задача повышения деловой активности современного предприятия.
Если предприятие не использует кредиты банков, а старается использовать только собственные средства, то степень его платежеспособности оказывается в прямой зависимости от сроков и объема предоставления кредита покупателям и заказчикам, а также их порядочности и добросовестности. При задержке в поступлении средств от крупнейших покупателей может стать серьезным ударом для деятельности предприятия в целом.
Ускорения оборачиваемости капитала можно добиться разными путями:
- сократив продолжительность производственного цикла с помощью интенсификации процессов: механизация и автоматизация производственных процессов, рост производительности труда, повышение полноты использования всех производственных мощностей и разного рода;
- улучшив организацию материально-технического снабжения для бесперебойного снабжения производства необходимым объемом материальных ресурсов и сокращения времени обращения запасов;
- ускорив процесс отгрузки продукции и оформление расчетной документации;
- сократив время нахождения капитала в форме дебиторской задолженности;
- повысив уровень маркетинговых исследований, проводимых с целью ускорения продвижения товара к потребителю, в том числе: анализ рынка, совершенствование формы продвижения товара, формирование ценовой политики, организация рекламной деятельности.
Улучшение использования оборотных средств
Улучшение использования оборотных активов связано с экономическим значением экономии оборотных средств, которую можно выразить в форме снижения удельного расхода сырья и материалов. Прежде всего, это позволяет из заданного объема материальных ресурсов получить больше готовой продукции и становится серьезной предпосылкой увеличения производственных масштабов.
Желание сэкономить материальные ресурсы побуждает внедрять новую технику, а также совершенствовать технологические процессы.
Благодаря экономии потребления материальных ресурсов улучшается использование мощностей предприятия и повышается общественная производительность труда, а также довольно существенно снижается себестоимость продукции (работ, услуг), что не может не сказаться на финансовом состоянии предприятия.