Понятие общественного блага
Общественное благо – это товар или услуга, которые потребляются коллективно, то есть каждый субъект хозяйствования имеет к нему доступ вне зависимости от того, платит он за благо или нет.
Они отличаются от частных благ, которые приносят коммерческую выгоду только их владельцу. Общественные блага сложно продавать. Граждане государства пользуются благом, но всячески избегают необходимость оплачивать свой доступ. Возникновение «эффекта безбилетника».
Еще Аристотель разделял блага на частные и общественные, видя предназначение государства в предоставлении последних для всех членов общества. Отличительными особенностями этого блага можно назвать:
- Отсутствие принципа исключительности доступа.
- Отсутствие конкуренции между потребителями за доступ к благу.
- Благо неделимо.
Выделяют чистые и смешанные общественные блага. Первый тип встречается достаточно редко. Это могут быть особенности географического положения, природно-климатические условия, доступ к экологически чистым ресурсам и так далее. К почти чистым благам относят обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан и иностранцев в пределах государственных границ. Транспорт, инфраструктура являются перегружаемыми общественными благами. Местами совместного потребления могут быть, например, парковки, библиотеки.
Исследование потребительского интереса к общественным благам показало необходимость поглощения блага всеми потребителями. Кривая спроса отражает предельную полезность такого блага. Объем потребления выражается в сумме цен, которые уплачивает потребитель при существующем объеме выпуска.
Таким образом, общественное благо представляет собой особый вид товаров или услуг, которые потребляются обществом совместно. Каждый индивид имеет к нему доступ, при этом стремится избежать необходимости оплачивать расходы.
Основные свойства общественного блага
Общественные блага становятся результатом функционирования общественного сектора. Расходы и доходы государства в идеале должны соответствовать потребностям граждан, а также целенаправленно применяться для их удовлетворения. Исследование природы и принципов распределения общественных благ позволяет распознавать и находить оптимальные варианты их поставки населению. В некоторых случаях возможна замена общественного блага частным. Социально-экономическая политика государства изначально предполагает, что составление и реализация статей бюджета учитывает потребности населения в соответствующих благах.
Основными свойствами общественных благ являются:
- Рост числа потребителей не снижает полезности, которую предоставляют общественные блага.
- Ограничить доступ к благу практически невозможно.
Первое свойство свидетельствует о невозможности существования конкуренции между потребителями блага. Второе свойство подтверждает, что каждый индивид имеет к нему доступ вне зависимости от своего положения в обществе. Отсутствие конкуренции выражается в предельном положительном внешнем эффекте. Например, жители региона совместно пользуются услугами противопожарной защиты или обороной страны. Кто из жителей является главным получателем услуги установить невозможно. Если в стране поддерживается стабильный уровень производства общественных благ, то число пользователей может увеличиться.
Неисключаемость свидетельствует о том, что у производителя нет реального выбора. Он не может определять покупателей, которым хотел бы реализовывать благо. Производитель не способен ограничить доступ к благам. Полный запрет на пользование или введение санкций против неплательщиков будет иметь огромный общественный резонанс. В результате владелец или производитель блага не может обособить свои отношения с каждым из пользователей.
Особенности потребления общественных благ
Доступ к общественным благам условно не ограничен. На объем их потребления влияют границы, которые определяют пределы производства и потребления. Границы ограничивают объем производства, потребление и распределение благ. В зависимости от территориальных ограничений выделяют следующие виды общественных благ:
- Международные. Доступ к ним не ограничен юридическими государственными границами. Это могут быть результаты научно-технического прогресса, проводимые совместными усилиями стран мероприятия экологического характера. Распределение и производство благ на мировом уровне сталкивается с трудностями формирование ресурсов. Только при согласованности действий отдельных государств можно достичь положительного общественного эффекта на этом уровне.
- Национальные. Блага производятся в пределах национального хозяйства, а за их качество и распределение отвечает государственная власть. Масштаб распространения четко ограничен границами страны.
- Местные. Потребление благ осуществляется в пределах муниципального образования или региона. Доступ к нему ограничен условными территориальными границами. Это может быть уборка мусора, посещение городских парков, кинотеатров и так далее.
При выпуске и потреблении общественных благ достаточно сложно организовать контроль над ними. Государству практически невозможно отследить, что каждый гражданин смог получить доступ к качественному товару или услуге. Для того, чтобы урегулировать этот вопрос используются социальные стандарты, в которых устанавливается объем и качество блага.
Еще одной проблемой является «эффект безбилетника», когда индивид любыми способами избегает необходимости оплачивать свой доступ к благу. Недостаточность финансирования сказывается на качестве благ, возможности их улучшения. Показатель реального спроса на благо занижается. При уменьшении количества потребителей повышается точность расчета расходов, приходящихся на каждого индивида при получении доступа к благу.
Общественные блага неделимы. Они не могут быть реализованы частями. Каждый пользователь блага получает равный к нему доступ, либо применяет его в полном объеме.