Затраты предприятия
Затраты предприятия – это совокупность всех потребленных за отчетный период ресурсов компанией.
Затраты являются одной из важнейших категорий наравне с себестоимостью и издержками. От них зависит финансовый результат работы, а так же показатели экономической эффективности. Издержки описывают затраты в денежном выражении. Они охватывают все расходы, которые были необходимыми для получения конечного результата. Издержки обращения описывают затраты, связанные с реализацией готовой продукции. Общие затраты предприятие представляют собой совокупность всех материальных и финансовых затрат.
Затраты делят на следующие категории:
- Текущие. Они направлены на обеспечение текущей деятельности компании, связанной с производством и реализацией готовых благ.
- Расходы на модернизацию и реконструкцию, внедрение инноваций. Они связаны с приобретением основных фондов, нематериальных активов, а так же с расширением производственной деятельности.
- Непроизводственные затраты идут на проведение социально-культурных мероприятий, организацию отдыха сотрудников и другое.
Так же они делятся в зависимости от выполняемой в производстве роли, способа учета в себестоимости, участия в объеме выпуска продукции. Их можно сопоставлять, либо дифференцировать в зависимости от цели проведения расчета. Наиболее распространенной является классификация расходов по экономическим элементам. Она подразумевает разделение расходов на материальные, направленные на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию, прочие затраты.
Таким образом, затраты описывают расходы предприятия, которые позволили достичь коммерческого результата. Их учет широко применяется в планировании и контроле выполнения управленческих решений. Сверка реальных показателей с плановыми позволяет проанализировать неэффективные расходы, внести соответствующие корректировки в текущий производственный процесс.
Планирование затрат предприятия
Планирование затрат связано с поиском оптимального соотношения расходов и доходов. Оно необходимо для повышения качества выпускаемой продукции, а так же для увеличения конечного размера прибыли. Основная цель планирования - достижение такого соотношения между структурой и объемами затрат, когда их рост ведет к росту дохода.
Планирование затрат состоит из следующих обязательных этапов:
- Выделение расходов, которые включаются в себестоимость для налогообложения, себестоимость производства, а также в полную себестоимость, в том числе, и на единицу продукции.
- Издержки производства и обращения по сумме и по уровню.
Оптимизацию расходов обычно проводят по статьям затрат, либо по номенклатуре, сверяясь с налоговым законодательством. Отличительными особенностями затрат можно назвать траты ресурсов вне зависимости от источника их финансирования. Они рассматриваются как стоимостная оценка ресурсов, которые были израсходованы. Издержки связаны с рыночной оценкой категорий примененных ресурсов. Себестоимость охватывает все затраты на производство и реализацию, выраженные в денежном эквиваленте.
Чтобы оптимизировать затраты необходимо не сокращать их, а сформировать условия целесообразности их использования. То есть, важно обосновать объем расходов, их стоимость, долю участия в производстве и сбыте, чтобы конечное соотношение доходов и затрат было эффективным в пользу первого показателя.
Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности осуществляется за счет планирования затрат. Сегодня ценовые методы соперничества являются неэффективными, поэтому производителям приходится искать пути оптимизации расходов и доходов, чтобы получать стабильную прибыль или увеличивать ее в будущем.
Подходы к планированию затрат
Для удобства все затраты делят на переменные (прямые) и постоянные. К первым из них относят те виды расходов, которые влияют на выпуск и реализацию продукции. Это могут быть сырье, материалы, которые входят в состав благ, а так же заработная плата рабочих, занятых в производственной сфере. Косвенные или постоянные издержки остаются условно одинаковыми при разных объемах выпуска. Сюда относят арендные платежи, налоги, расходы на содержание персонала управляющего звена.
Исходя из вышеперечисленных категорий выделяют метод прямых затрат и метод полных затрат. Первый метод называется «директ-костинг». Он учитывает в составе себестоимости переменные затраты, которые относятся на финансовые результаты. Полные затраты рассчитываются как сумма всех произведенных расходов для создания продукции.
Учет прямых затрат удобен для быстрого анализа текущих данных. Он показывает зависимость себестоимости от объема производства, зависимость маржинального дохода от объема выпуска, а так же выявляется связь между итоговой прибылью и размеров всех расходов. Метод позволяет рассчитать точку безубыточности, определить максимальный уровень затрат, которые оптимальны при данном уровне рентабельности. Этот метод позволяет принимать управленческие решения и контролировать их эффективность.
Но у этого метода есть минусы, среди которых отмечают не точность отнесения затрат к той или иной категории, невозможность принять более сложную категорию учета.
Метод полных затрат дает возможность определить рост объема выпуска от размера затрат, возможность управлять издержками. Так же метод полных затрат страхует от ситуации, когда цены не покрывают всех издержек. К минусам метода относят негативное влияние на принимаемые управленческие решения.
Таким образом, чтобы спланировать затраты необходимо предварительно определить цель исследования, а затем, выбрать подходящую методику. Этот выбор осуществляется руководителем исходя из его субъективного опыта. Учет затрат важен для расчета других показателей экономической деятельности, а так же для исследования ее целесообразности в целом.