Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия

Определение 1

Методы оценки конкурентоспособности предприятия – это совокупность способов и приемов, направленных на определение способности хозяйствующего субъекта выигрывать конкурентную борьбу за наиболее благоприятные условия на рынке у аналогичных хозяйствующих субъектов.

Базовые подходы к оценке конкурентоспособности предприятия

Нынешняя система экономических отношений базируется на принципах рыночной экономики. Одним из главных ее принципов является обеспечение свободной и здоровой конкуренции между предприятиями. Последним чрезвычайно важно знать, насколько успешно они функционируют в конкурентных условиях. Узнать ответ на этот вопрос позволяет применение специальных методов оценки конкурентоспособности.

Некоего унифицированного перечня методов на данный момент нет – в экономической литературе изложено большое число уникальных авторских методик. Однако, опираясь на мировую практику, можно выделить основные группы методов оценки конкурентоспособности предприятия и их главных представителей. Подобными группами являются:

  • группа матричных методов;
  • группа методов, в основе которых лежит процедура оценки конкурентоспособности продукции, производимой предприятием;
  • группа методов, которые базируются на теории эффективной конкуренции;
  • группа методов, в основу которых положен комплексный подход к оценке.

Характеристика основных групп методов оценки конкурентоспособности предприятия

Матричные методы оценки предполагают построение в определенной системе координат специальной матрицы. Так, по оси ординат (т.е. вертикальной оси) располагают значения относительных долей, которые предприятие может занимать на рынке. По оси абсцисс (т.е. по горизонтальной оси), в свою очередь, откладывают темпы роста или сокращения объема продаж предприятия.

«Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Матричные методы позволяют экономистам определить, какое место занимает предприятие в современных условиях ведения бизнеса. Наибольшей конкурентоспособностью обладают те предприятия, которые занимают существенную долю на быстрорастущем рынке.

Примерами матричных методов являются следующие методики:

  • матрица БКГ;
  • матрица Портера;
  • модель GE/McKinsey (оценивается привлекательность рынка, на котором функционирует предприятие);
  • модель Shell/DPM (оценивается привлекательность отрасли, в которой задействовано предприятие)
  • модель Hofer/Schendel (оценивается стадия развития рынка, на котором функционирует предприятие);
  • модель ADL/LC (оценивается стадия жизненного цикла продукции, производством которого занимается предприятие).

Популярность матричных методов оценки объясняется тем, что они обеспечивают ее высокую адекватность. В то же время у исследователей отсутствует возможность проанализировать причины, из-за которых ситуация привела предприятие к нынешнему состоянию. Поэтому процесс разработки управленческих решений на предприятии тормозится. Кроме того, вместе с матричными методами нужно проводить крупные маркетинговые исследования, поскольку они предоставляют информацию, необходимую для применения матричных методов.

Методы второй группы исходят из такого тезиса, что существует прямая зависимость между конкурентоспособностями предприятия и его товара (если растет конкурентоспособность товара, то вместе с ним растет конкурентоспособность предприятия, и наоборот). В этой связи в основе этих методов лежит процедура оценки конкурентоспособности продукции, производимой предприятием.

Конкурентоспособность продукции оценивается посредством использования маркетинговых методов, большая часть из которых ориентирована на определение соотношения «цена – качество». Также используются экономические и параметрические индексы, которые позволяют рассчитать конкурентоспособность по каждому виду производимой продукции.

Несмотря на то, что конкурентоспособность продукции является важной составляющей конкурентоспособности предприятия, она не является единственной. Поэтому исследователи вынуждены пропускать прочие характеристики функционирования предприятия, его сильные и слабые стороны.

Большую известность имеет, так называемая, теория эффективной конкуренции. В качестве главного фактора конкурентоспособности предприятия эта теория рассматривает организацию работы всех структурных подразделений предприятия. Причем каждое из этих подразделений функционирует с такой эффективностью, которая определяется в результате воздействия целого комплекса факторов – ресурсов предприятия. В этой связи эксперты оценивают способность предприятия по достижению конкурентных преимуществ с точки зрения имеющихся у него ресурсов.

Методы подобного рода позволяют учитывать различные аспекты деятельности предприятия. Однако уровень конкурентоспособности предприятия на самом деле не равен простой сумме его способностей по достижению конкурентных преимуществ, как это пытаются представить методы, которые базируются на теории эффективной конкуренции.

Согласно методам, которые основаны на комплексном подходе к оценке, конкурентоспособность предприятия является интегральной величиной по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. Т.е. кроме существующего уровня конкурентоспособности предприятия в рамках этих методов учитывают его возможную будущую динамику.

В данном случае оценка как нынешнего, так и будущего состояния предприятия происходит посредством применения рассмотренных ранее методов. Поэтому на итоговый результат оценки будет оказываться воздействие как положительных, так и негативных характеристик этих методов.

Таким образом, в настоящее время разработано множество методов оценки конкурентоспособности предприятий, поэтому каждое из них может подобрать для себя наиболее эффективный и простой метод.

Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot