Предпринимательство
Предпринимательство – это вид экономической деятельности, который осуществляется субъектом самостоятельно с целью получения прибыли.
Человек может заниматься бизнесом, то есть брать на себя риски не получения дохода в будущем. Для того, чтобы получать прибыль необходимо имущество и факторы производства, которые будут использоваться для создания востребованного продукта или услуги. Так же предприятия могут заниматься сбытом готовой продукции, то есть выступать посредниками между крупным бизнесом и конечным потребителем.
Предпринимательство является неотъемлемой частью рыночных отношений. Стоит отметить, что единичные продажи не считаются бизнесом, так как не ведут к систематическому извлечению прибыли. Предприниматель в своей деятельности сталкивается с неопределенностью среды, а так же с вероятностью неполучения прибыли. Чтобы заняться самостоятельной экономической деятельностью, необходимо зарегистрироваться в государственных органах. Критерии и условия регистрации могут различаться для разных категорий субъектов.
Предпринимательское поведение связно со следующими особенностями:
- Риск. Он может быть измерен статистически с опорой на прошлый опыт, но полностью спрогнозировать его невозможно.
- Неопределенность среды. Ее тоже невозможно оценить, но необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
- Неоднозначность. Предприниматель никогда не знает наверняка, с какими трудностями ему предстоит столкнуться на пути к формированию дохода.
Бизнес требует выработки стратегии и тактики. То есть изначально определяется идея и основная цель существования бизнеса. Далее вырабатываются меры по достижению запланированных результатов. Предприниматель через свою экономическую деятельность реализует идею. Его активность направлена на воплощение задуманного, для чего подбираются соответствующие ресурсы и инструменты.
Особенности малого и среднего бизнеса
Рыночная экономика опирается на предпринимательскую деятельность. Именно она создает условия для справедливой конкурентной борьбы. Предприниматели могут заниматься производством товаров и услуг, либо их продажей. Законодательство страны определяет требования к предприятию, которое определяет его классификацию. В Росси субъектами малого и среднего предпринимательства считаются:
- Потребительские кооперативы.
- Коммерческие организации (здесь исключаются муниципальные и государственные унитарные фирмы).
- Индивидуальные предприниматели.
- Фермерские хозяйства.
К ним предъявляются следующие требования. Средняя численность работников за календарный год должна составлять от 101 до 250 человек для среднего бизнеса и до 100 человек для малого бизнеса. Отдельно выделяют микробизнес, в котором численность наемного персонала не превышает 15 человек. Так же устанавливаются лимиты по годовому доходу. Определение границ требований необходимо для отнесения предприятия к микробизнесу, среднему или малому. Это необходимо для того, чтобы предприниматели могли воспользоваться рядом льгот и преференций, которые предоставляет государство. Дело в том, что предпринимательство является основой для экономического роста и развития. Малый и средний бизнес быстрее всего внедряют инновации, а так же формируют рабочие места. Крепкий реальный сектор является залогом стабильности национального хозяйства.
Средний и малый бизнес позволяют решить социальные проблемы. Помимо повышения занятости, они предоставляют возможность гражданам реализовать свои таланты, более рационально использовать факторы производства, а так же повышать уровень и качество жизни.
Организация малого и среднего бизнеса
Создание малого и среднего предприятия осуществляется так же, как и крупного бизнеса. Предприниматель определяет цель и идею будущего дела. Далее для создания или реализации благ необходимо имущество и факторы производства, которые под воздействием труда будут преобразованы в готовую продукцию. В зависимости от объема производства предприниматель нанимает персонал с соответствующей квалификацией и знаниями. Так же ему нужны финансы, чтобы обеспечить расчеты и иные операции денежного характера.
Малый бизнес отличается тем, что его сбытовая деятельность распространяется на относительно небольшую территорию. Расширение производства в данном случае имеет пределы из-за объективных причин. Малый бизнес занимается предоставлением различного рода услуг, либо выполнением индивидуальных заказов. При этом он пользуется льготами по осуществлению контроля, проверок. Российское законодательство освобождает бизнес на первых этапах запуска.
Средний бизнес более медленно адаптируется к меняющимся условиям. Он ориентирован на повышение качества товара и сопутствующих услуг. Годовой оборот такого предприятия может составлять до 2 миллиардов рублей.
Организация малого и среднего бизнеса имеет свои преимущества:
- Небольшой первоначальный капитал.
- Относительно невысокие расходы на обслуживание потребностей бизнеса.
- Более гибкое и оперативное реагирование на изменения в экономике.
- Короткий срок возмещения расходов.
И те, и другие предприятия при благоприятных условиях показывают высокую продуктивность работы, хорошую доходность и устойчивость в конкурентной борьбе. Но в отличие от крупного бизнеса предприниматели начинают сталкиваться с массой проблем, одной из которых является недостаточная обеспеченность капитальными средствами. Предприниматели сталкиваются с высокими рисками из-за неопределенности среды. Еще одной проблемой может стать невысокий уровень квалификации сотрудников, так как фонд оплаты труда сложно сделать большим. Банки неохотно выдают кредиты небольшому бизнесу.
Успешность бизнеса зависит от большого числа факторов. Для небольших компаний главным капиталом являются сотрудники, именно они приносят основную массу дохода, а так же формируют конкурентные преимущества. Средний бизнес более устойчив, но он нуждается в резервах для преодоления негативного воздействия среды.