Особенности управления
Управление как процесс имеет следующие особенности:
- Оно представляет собой функцию организованных систем.
- Оно служит интересам взаимодействия составляющих ту или другую систему элементов.
- Управление представляет собой внутреннее качество целостной системы (субъект-объект).
- Оно сводится к управляющему воздействию субъекта на объект.
- В процессе управления находят свое отражение его функции, т.е. управление имеет функциональную структуру.
Функции управления – типичные и однородные виды деятельности управляющего субъекта, которые отвечают содержанию и служат интересам достижения основных целей воздействия управления.
К ним можно отнести:
- прогнозирование;
- организацию;
- координацию;
- регулирование;
- контроль.
Стоит отметить, что особенности социальной сферы, которая исключительно важна для управленческих связей, реализующихся через социальные отношения.
Управление частными предприятиями
Управление частным предприятием представляет собой постоянное и системное влияние на деятельность его отделов для обеспечения деятельности и достижения конечной цели.
Оно осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основании сочетания прав владельца относительно использования собственного имущества и участия в управлении трудового персонала. Владелец осуществляет свои права в вопросах управления хозяйствующим субъектом непосредственно, либо через органы, установленные уставом компании или иных учредительных документов. Для руководства хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования или он назначает руководителя субъекта хозяйствования. В случае найма руководителя с ним заключается договор, где определяется срок найма, права, обязанности и ответственность, а также условия его деятельности. Он действует от имени субъекта хозяйствования, представляет его интересы и формирует управление субъектом хозяйствования.
Во всех субъектах хозяйствования, где используется наемный труд, между владельцем, руководителем и сотрудниками заключается коллективный договор, регулирующий все виды отношений сотрудников с администрацией субъекта хозяйствования.
Сотрудники субъекта хозяйствования участвуют в решениях управленцев субъекта хозяйствования в вопросах социально-экономического характера. Существуют следующие концепции управления субъектом хозяйствования:
- Рационализм. Его суть заключается в том, что успех субъекта хозяйствования зависит от рациональной организации производства и эффективности использования ресурсов, т.е. от внутренних факторов. Субъект хозяйствования рассматривается как закрытая система, цель которой заключается в стабилизации деятельности.
- Неформальная концепция. В ее основе лежит ситуационный подход к управлению. Субъект хозяйствования рассматривается как открытая система и главная ее цель заключается в достижении успехов деятельности.
В условиях современной экономики, в вопросах управления необходимо руководствоваться принципами:
- четкого разделения труда;
- соблюдение дисциплины и порядка;
- полномочия и ответственности;
- обеспечение справедливости;
- уверенности в стабильности деятельности;
- поощрение инициативы.
Процесс управления в субъекте хозяйствования заключается в непрерывном взаимодействии и координации действий сотрудников из выполнения функций управления для достижения цели деятельности.
Управленческие решения нельзя рассматривать как произвольное действие. Его предпосылкой является суть проблемы, т.е. установление несоответствия между фактическим и желаемым состоянием деятельности субъекта хозяйствования, препятствующей его эффективной деятельности.