Управление в экономике
Управление – это воздействие на объекты, субъекты, процессы и явления, осуществляемое для придания определенной направленности их деятельности с целью получения желаемых результатов
В экономике управление необходимо для того, чтобы создать целостную систему, направленную на достижение стратегических целей владельцев факторов производства. Менеджмент стал отдельной научной дисциплиной не так давно. Он необходим для эффективного управления имуществом. Цель менеджмента – разработка и создание методов использования и контроля над социально-экономическими структурами.
Управление осуществляется на трех уровнях:
- Технический - самый низкий уровень управления.
- Управленческий - средний уровень управления.
- Институциональный – высший уровень управления.
Самый высокий институциональный уровень ориентирован на осуществление глобальных действий, таких как реализация предпринимательской деятельности, достижение результатов в рамках социально-экономической политики и другое.
Менеджмент, как научная дисциплина, находится на стыке с другими общественными науками, объясняющими те или иные явления в системе. Его субъектами являются люди, владельцы имущества, либо лица, обладающие необходимыми навыками и опытом управления. Объектами менеджмента могут выступать любые предметы, люди или целые структуры.
Управление в экономике – это комплексная система действий. Невозможно управлять только процессами компании, необходимо учитывать все факторы влияния, анализировать их и прогнозировать их воздействие на результаты экономической деятельности. С помощью менеджмента решается множество задач от снижения расходов до занятия лидирующего положения на рынке сбыта. Диверсификация, расширение ассортимента, повышение качества – все требует последовательного и грамотного управления процессами.
Организационные структуры управления
Организационная структура отражает иерархию и состав подразделений. Она устанавливается в зависимости от целей хозяйственной деятельности, а также из действий, которые нужны для получения результата. Структура определяет функции руководителей, а также распределяет ответственность и их полномочия.
Выделяют следующие виды организационных структур:
- Проектная.
- Дивизиональная.
- Процессная.
- Матричная (усиленная, сбалансированная, упрощенная).
- Функциональная.
- Линейно-штабная.
- Иерархическая.
Обычно структура подстраивается под нужды производственной деятельности, учитывая вид и тип экономической активности. Существует типология, которая выделяют шесть элементов организационной структуры, а именно: операционное ядро, стратегическую вершину, среднюю линию, техноструктуру, вспомогательный персонал и идеологию. В соответствии с ней выделяют шесть видов структур: простая, машинная, профессиональная бюрократия, дивизиональная форма, адхократия и миссионерская форма. Простая форма имеет стратегическую вершину, а вся система управления стремится к централизации. Машинная и профессиональная бюрократия выражаются в главенствовании техноструктуры или операционного ядра. Дивизиональная форма увеличивает роль среднего звена, а адхократия подключает вспомогательный персонал к процессу основной деятельности. Ценности и идеология ставятся во главу управления в миссионерской форме управления.
Характеристики организационной структуры зависят от уровня специализации компании, формализации ее поведения. Так же учитываются особенности группировки ресурсов по подразделениям, размеры самих подразделений. Поперечные связи выражаются в организации планирования и контроля, механизмах связи. Децентрализация процессов может быть вертикальной или горизонтальной.
Современные организационные структуры фирм
Современный рынок предъявляет новые требования к предприятиям. Новые организационные структуры должны учитывать эти параметры. В их формировании намечаются следующие тенденции:
- Отказ от иерархичности процессов в пользу дивизиональных систем. Считается, что такие системы более продуктивны, так как информация в них менее искажена.
- Моноцентризм управления заменяется полицентризмом. То есть в компании формируется несколько центров принятия решений, происходит периодическая смена лидера.
- Снижение формализованности процессов. Между менеджерами и исполнителями устанавливается более доверительный род отношений, так же исполнители наделяются большей самостоятельностью.
- Отказ от разделения функций.
Современная структура управления должна быть динамичной. Планирование и проектирование любых изменений должно соответствовать этапам и тенденциям развития предприятия, то есть учитывать особенности стратегии и тактики. Организационная структура рассматривается с точки зрения ее влияния на конечный результат.
Условия современного рынка таковы, что универсальной структуры управления не существует. Ее гибкость позволяет своевременно реагировать на любые изменения факторов. Источником роста эффективности является человеческий капитал. Он позволяет развивать компанию, повышать ее самоорганизацию. Сотрудники чувствуют свою независимость и ответственность, что позволяет им проявлять инициативу. Деятельность руководителя так же претерпевает изменения. Если ранее он отвечал за процессы, то теперь все больше отвечает за атмосферу в коллективе, создание продуктивной среды. В зависимости от его действий сотрудники сплачиваются, либо наоборот, коллектив распадается. На первый план выходят человеческие взаимоотношения между участниками производственного процесса.
Особенности организационных систем в России связаны с процессами реструктуризации экономики страны в целом и бизнеса в частности. Кроме того, национальное хозяйство долгое время было изолировано от мира. Только сейчас выстраиваются отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. Компании получили доступ не только к внутреннему, но и к внешним рынкам. Установление отношений с заграничными партнерами так же требует пересмотра действующих организационных структур.