Монополии в России
Согласно законодательно установленному определению, монополией является состояние рынка, в котором удовлетворение спроса более эффективно в отсутствии конкуренции из-за определённых технологических особенностей производства.
В свою очередь товары, производимые естественными монополиями, не имеют возможности быть заменёнными иными товарами, то есть спрос на соответствующем товарном рынке зависит от цены в меньшей степени.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что бывают случаи, в которых монополия является средством много более эффективным чем конкуренция. Подобные случаи получили название естественной монополии, то есть выпуск товара в объемах, удовлетворяющих запросы рынка, лишь одной фирмой, осуществляющей такой выпуск с более низкими показателями издержек, чем смогло бы иное число фирм. Однако в таком подходе содержится и противоречие. С одной стороны признаётся существование товаров, производство которых более эффективно посредством монополий, а с другой – возможности злоупотребления своим положением естественным производителем, вызванное отсутствием конкуренции. В подобных ситуациях деятельность естественных монополий должна регулироваться государством.
Преимущества и недостатки монополий
В защиту монополий выступает развитие научно-технического прогресса имеющее должный эффект лишь в крупных фирмах. В то время, как технологические открытия, по большей степени присущи мелким предпринимателям, их реализация является уделом крупного бизнеса. Также большое производство многократно эффективнее использует потенциал размеров, и широко развёртывает необходимую исследовательскую и конструкторскую деятельность. Всё это ведёт к повышению качества продукции, а также снижению её конечной себестоимости. Современные монополии существуют в крайне опасных условиях рыночного хозяйства. К ним тяжело применимы стереотипы мышления прошлого века, о паразитирующем существовании монополий, ведущему к застою.
С противоположной стороны не лишены смысла и оснований многие доводы против монополий. Власть над ценами, которой обладают монополии, может нести в себе угрозу лёгкого пути, поскольку монополии всегда имеют определённый прочностной запас. Именно в этой связи, крупные организации стремятся избегать чрезмерно частой и глубокой модификации производимой продукции. Изобретения зачастую внедряются целым комплексом, а сам крупный бизнес имеет явную склонность к бюрократизации. Помимо прочего деятельность монополий ведёт к усилению дифференциации доходов и чревата социальными и политическими конфликтами.
Объекты монополии
Объекты монополии определяются законом. Их можно вывести из определённых групп субъектов.
Объектами монополии являются:
- транспортировка газа и нефти по магистральным трубопроводам;
- услуги по передаче электрической энергии через сети;
- в транспорте объектами монополии являются железнодорожные перевозки, а также предоставление услуг на использование железнодорожной инфраструктуры;
- услуги почтовой и электрической связи.
Не составляет труда заметить, что все перечисленные сферы относятся к тем, на которые распространяется государственная и естественные монополии. То есть базой для монопольных институтов являются предприятия, основанные на имущественном участии государства. Это приводит к повышенному стремлению со стороны органов государственной власти усилить управляемость федеральных предприятий.