Понятие и черты монополии
Монополия в экономике представляет собой крупной хозяйственное объединение (картель, синдикат, трест, концерн и др.), которое находится в частной собственности (индивидуальная, групповая или акционерная) и осуществляет контроль отраслей, рынков и экономики.
Монополия в экономике действует на основе высокой степени производственной концентрации путем установления монопольных цен с целью извлечения монопольной прибыли.
Характерные черты монополии в экономике:
- Отрасль, состоящая из одного предприятия, являющегося единственным производителем какого-либо товара (услуги);
- Покупатели вынуждены покупать товар у монополиста, либо отказаться от его использования, поскольку близких заменителей данного продукта (услуги) не существует;
- Низкая потребность в рекламе своего продукта;
- Диктат цен и манипуляция количеством предлагаемого продукта;
- Непреодолимые барьеров для появления в отрасли аналогичного производства, которые могут быть созданы другими предприятиями.
Барьеры могут быть:
- экономические,
- технические,
- юридические и др.
Виды монополий
Можно выделить несколько видов монополий в экономике:
- Естественная,
- Экономическая,
- Административная.
Естественные монополии появляются по объективным причинам в ситуациях, когда спрос на данную продукцию в большей степени может быть удовлетворен одной фирмой.
Основными особенностями естественной монополии являются:
- Особенность технологий производства и обслуживания,
- Экономия на масштабах и высокие условно-постоянные издержки,
- Низкая эластичность спроса,
- Нежелательность и невозможность конкуренции.
Примером монополии естественного типа можно считать услуги энергообеспечения, связи и др.
Административные монополии могут появиться по причине действия государственных органов:
- Предоставление отдельным организациям исключительного права выполнения определенного рода деятельности,
- Организационные структуры государственных предприятий, которые объединены и находятся в подчинении министерств или ассоциаций.
Данные структуры группируют предприятия одной отрасли и выступают в качестве одного хозяйственного субъекта, при этом между ними нет конкуренции. Примером административной экономики может быть существовавшая во времена бывшего Советского Союза монополия министерств и ведомств.
Самой распространенной можно считать экономическую монополию, появление которой объясняется экономическими причинами.
Экономическая монополия формируется путем завоевания монопольного положения на рынке, чего можно достичь двумя способами:
- Успешное развитие компании, постоянное увеличение масштабов посредством концентрации капитала,
- Процесс централизации капитала, включающий в себя добровольное объединение или поглощение победителями банкротов.
Монополии в рыночной экономике
Многие экономисты трактуют монополию как случайную, не свойственную структуру для рыночного хозяйства.
С другой позиции образование монополий рассматривается как закономерный процесс. Английский экономист А. Пигу считал, что монополистическая власть не может возникнуть случайным образом, а представляет собой логический процесс завершения стратегий предприятия.
Появление многих монополистических предприятий обуславливается прогрессом производительных сил, а также преимуществом крупных предприятий над малыми фирмами.
За всю историю человечества был накоплен большой опыт столкновений с монополиями, что привело к появлению мнений, что они негативно влияют на жизнь общества. Появление некоторых видов монополий мешает нормальной работе рыночного механизма, что сказывается на интересах нации в целом. По этой причине многие мировые государства постепенно приходят к необходимости разработки мер по борьбе с монополизмом.