Монополия: понятие и структура
На сегодняшний день в России даже в условиях конкурентной среды возникает монополия. Экономика страны делает все усилия для того чтобы регулировать процессы монополии на территории РФ, но это достаточно сложно, от части от того, что законодательство в этой сфере неразвито и требует доработки.
Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии, как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму.
Монополизация представляет собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.
Монополия носит как отрицательный характер, так и положительный. С одной стороны она плохо влияет на развитие рыночных отношений, но с другой, без монополии рынок не возможен.
Как тип структуры, монополия обладает рядом характерных особенностей, а именно:
- присутствие единственной фирмы на рынке при множестве потребителей продукции;
- отсутствие товаров способных оказать конкуренцию товару производимому фирмой монополистом;
- тотальный контроль монополиста, как над ценой товара, так и над объёмами продаж;
- создание преград для вхождения иных фирм на рынок.
Виды монополий
Монополии можно разделить на:
- естественные,
- административные,
- экономические.
Главной особенностью естественных монополий считается высокая отдача производства с учетом невысоких затрат на производство.
Естественная монополия также необходима в экономике, она призвана производить товары высоко эффективные с низкими затратами на производства. Такие предприятия приносят большую прибыль и экономию. Чаще всего естественными монополистами являются не предприятия, а целые отрасли хозяйствования.
Административные монополии возникают под воздействием государственных органов, когда отдельным фирмам предоставляются исключительные права на выполнение определённого вида деятельности.
Наиболее распространённая экономическая монополия возникает из-за особенностей и закономерностей хозяйственного развития. В данном случае речь ведётся о фирмах, завоевавших своё монопольное положение через успешное развитие, или централизации капиталов.
Международная монополия
Международной монополией принято считать:
- крупнейшие фирмы, которые господствуют не только на рынке своей страны, но и имеют активы по всему миру в различных отраслях хозяйствования;
- целый союз фирм, которые объединяются на мировой арене с целью получения максимально возможной прибыли.
Виды международной монополии
Существует два основных вида монополий на мировом рынке:
- Транснациональные компании и концерны, их еще называют транснациональными мировыми монополистами. Во главе таких компаний, как правило, стоит один собственник, а международными они считаются за счет того, что деятельность, которую они ведут, реализуется и осуществляется по всему миру. Известно, что происхождение и зарождение таких компаний началось еще в конце 19 века;
- Союзы между предприятиями, их еще называют синдикаты или картели. В данном случае собственники таких объединений могут быть по всему миру. Само ядро компании, ее капитал и основные активы поделены между собственниками и не обязательно с равных долях. Данные синдикаты или картели работают на международном рынке и объединяются для того, чтобы занять определенную нишу на рынке и стать лидерами в области занятой ниши, таким образом, они становятся монополистами в своей сфере.
Следовательно, международная монополия куда более серьезное и крупное объединение фирм и отраслей с целью захвата рынка в определенной сфере деятельности, чем монополии внутри страны или определенного территориального круга.