Монополия и рынок
Монополия – это специальное объединение предприятий на рынке с целью того, что стать лидерами в рамках производства или продажи какого – либо товара и тем самым получения большей прибыли.
На сегодняшний день в России даже в условиях конкурентной среды возникает монополия. Экономика страны делает все усилия для того чтобы регулировать процессы монополии на территории РФ, но это достаточно сложно, от части от того, что законодательство в этой сфере неразвито и требует доработки.
В России действуют законы конкурентного рынка, но большая часть компаний стремиться объединять свои ресурсы для того чтобы господствовать на рынке товаров и услуг, что и приводит к процессам монополизации.
Монополизация представляет собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.
Главная особенность монополии
Главной особенностью естественных монополий считается высокая отдача производства с учетом невысоких затрат на производство. Естественная монополия также необходима в экономике, она призвана производить товары высоко эффективные с низкими затратами на производства. Такие предприятия приносят большую прибыль и экономию. Чаще всего естественными монополистами являются не предприятия, а целые отрасли хозяйствования.
Почему возникает монополия?
Как и почему возникает монополия в России - на это есть несколько обоснованных причин:
- Законодательство в области конкуренции на рынке. Главная цель предприятия на рынке – это получение прибыли, каждый собственник хочет получать как можно больше прибыли. На основании этих желаний предприятие начинает изыскивать возможности увеличения капитала и производственных мощностей. Так начинаются глобальные объединения компаний, что приводит к созданию монополии;
- Концентрация капитала, которая обозначена и обязательна в рамках действующего законодательства;
- Глобализация производств. Самостоятельные и правомерные слияния компаний образуют новые монополистические структуры. Законодательство России не запрещает добровольное слияние компаний, более того создание акционерных обществ – это правомерная деятельность;
- Кризис. Экономические кризисы в стране толкают предприятия на слияние, что влечет за собой монополизацию предприятий;
- Изменение частной собственности. Частные компании стараются объединиться в крупные компании для «выживания» на рынке и получения большей прибыли.
Издержки монополии
Какие издержки может содержать в себе монополистическая структура. Если говорить об экономической стороне вопроса, то тут все достаточно понятно. Монополист в области производства какого – либо товара, не имея конкурентов и аналогов на рынке, может устанавливать любую цену на свой товар. Причем надо отметить, что товар будет, всегда пользоваться спросом. Так, к примеру, газ и нефть, самые популярные и необходимые товары на рынке, которые потребляются вне зависимости от их стоимости.
Если в условиях конкуренции цена на товар формируется в зависимости от предельных издержек предприятия, то в случае с монополистическим предприятием, данные издержки роли не играют.
Предположим, что фирма, имея конкурентов на рынке, делает цену на товар не зависимо от предельных издержек, а фирма конкурент в зависимости от этих издержек. На выходе получаем, что у одной фирмы аналогичный товар дороже, чем у другой. В данном случае фирма с наивысшей ценой обречена на низкий объем продаж.
Таким образом, монополия не лучший вариант развития рынка, конкуренция способствует снижению цен на товар, совершенствованию товара, тогда как монополия загоняет потребителя в определенные рамки потребления.