Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы и модели управления затратами

Определение 1

Управление затратами – это деятельность хозяйствующего субъекта по планированию, организации, анализу, контрою и учету операций, связанных с осуществлением затрат, которые связаны с производством и реализацией продукции.

Необходимость в управлении затратами обусловлена тем, что они являются одним из главных факторов, оказывающих влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта (прежде всего, на прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой и затратами). Поэтому особую важность приобретает выбор конкретной модели и конкретного метода управления затратами, поскольку они определяют особенности учета и оптимизации затрат.

Характеристика основных моделей управления затратами хозяйствующего субъекта

На данный момент основными моделями управления затратами, которые используются современными предприятиями, являются:

  • директ-костинг (Direct-costing);
  • абзорпшн-костинг (Absorption costing);
  • стандарт-кост (Standard-cost);
  • таргет-костинг (Target Costing);
  • кайзен-костинг (Kaizen costing);
  • кост-киллинг (Cost-killing).

Модель директ-костинга может использоваться предприятием в том случае, если оно разделяет свои затраты на постоянные и переменные. В этом случае постоянные накладные затраты относятся непосредственно на счет прибылей и убытков (речь в данном случае идет про тот период, когда они произошли). Т.е. в себестоимости продукции данной группы затрат нет.

Эта модель позволяет устранить зависимость конечного финансового результата предприятия от изменения остатков запасов (в виде постоянных накладных затрат). Хотя это способствует недостатку внимания, уделяемого к постоянным затратам, и некоторому искажению стоимостных показателей.

В отличие от директ-костинга модель абзорпшн-костинг предполагает включение в себестоимость продукции всех видов затрат (т.е. накладных затрат тоже). Для этого необходимо использовать специальные методы распределения накладных затрат на каждую единицу продукции.

«Методы и модели управления затратами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Благодаря данной модели финансовый результат предприятия приобретает большую точность, а выбор дополнительного заказа на снабжение или отказа от него становится более обоснованным. В то же время естественно происходит усложнение учетных и расчетных процедур, а итоговая фактическая себестоимость единицы продукции может быть установлена только в конце периода.

Отличительной чертой модели стандарт-кост является наличие системы стандартов (норм и нормативов затрат). По этим стандартам происходит специальный учет отклонений фактических затрат от нормативных (заранее определенных).

Менеджеры используют модель стандарт-кост, поскольку она своевременно обеспечивает большим объемом первичной информации для проведения аналитических работ. Однако для этого на предприятии необходимо сформировать соответствующую нормативную базу высокого качества.

Модель таргет-костинг заключается в предварительном задании цены реализации единицы продукции, желаемой величины прибыли предприятия и, следовательно, целевой себестоимости продукции. На обеспечение достижения заданных величин и направлена вся деятельность предприятия (т.е. организация постоянного применения, контроля, прогнозирования, правильное позиционирование себя на рынке и т.п.).

Японская модель кайзен-костинг преимущественно используется в оперативном управлении затратами и заключается в постоянном, непрерывном и всеохватывающем снижении величины затрат. Для этого нужно постоянно совершенствовать деятельность предприятия, прежде всего, за счет более полного вовлечения и стимулирования сотрудников.

В антикризисном менеджменте используется такая модель, как кост-киллинг. Её суть состоит в том, чтобы в кратчайшие сроки без ущерба для хозяйственной деятельности максимально снизить текущий уровень затрат. Для реализации подобной модели нужна решимость руководства предприятия и его полное информационное обеспечение.

Характеристика основных методов управления затратами хозяйствующего субъекта

На данный момент основными методами управления затратами, которые применяются современными предприятиями в рамках рассмотренных выше моделей, являются:

  • метод ABC (Activity Based Costing);
  • CVP-анализ (Costs-volume-profit);
  • бенчмаркинг затрат (Benchmarking);
  • LCC-анализ (Life cycle costing);
  • метод VCC.

Метод определения затрат предприятия ABC основывается на учете совокупности осуществляемых соответствующих бизнес-процессов и рабочих операций, которые составляют деятельность предприятия. Применение данного метода возможно только при расширении существующей на предприятии системы бухгалтерского учета.

В основе CVP-анализа, т.е. анализа точки безубыточности лежит сравнение трех ключевых для предприятия величин: его доходов, затрат и прибыли. В то же время необходимо установить объем реализации продукции, а также величины постоянных и переменных затрат предприятия на единицу продукции. Совокупность этих количественных данных позволит предприятию определить точку безубыточности своей деятельности и соответствующей ей планируемый финансовый результат.

Бенчмаркинг затрат заключается в сравнении состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами данной отрасли/рынка. Результаты этого сравнения позволят руководству предприятия в дальнейшем принять соответствующие управленческие решения, реализация которых должна оптимизировать процесс внутреннего управления затратами.

В стратегическом управлении затратами часто применяется LCC-анализ. Он предполагает определение затрат предприятия в течение всего жизненного цикла его продукции. Только после ее реализации случившиеся затраты сравниваются с доходами, полученными по итогу этой операции.

Метод VCC – единственный метод, который анализирует затраты, находящиеся вне сферы прямого контроля хозяйствующего субъекта. Для его использования нужно полное знание, с одной стороны, конъюнктуры рынка, а с другой стороны, внутренних процессов предприятия.

Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot