Особенности малого бизнеса
Малый бизнес – это экономическая и юридическая категория, которая определяется нормами национального законодательства.
Реальный сектор является опорой экономики. В нем осуществляется производство, сбыт и потребление готовой продукции. За распределение в системе хозяйствования отвечают рыночный механизм или государственное регулирование. Рыночная экономика признает многообразие экономических форм и прав собственности, в соответствии с которым выделяют:
- Крупный бизнес.
- Средний бизнес.
- Малый бизнес.
Отнесение предприятия к той или иной категории определяется законодательством страны, в которой ведется экономическая деятельность. Российское законодательство обусловливает малое предпринимательство следующими характеристиками:
- среднегодовая численность персонала не должна превышать 100 человек, в микропредприятиях - 15 человек.
- максимальная выручка без НДС составляет 800 миллионов рублей, для микропредприятий эта сумма составляет до 120 миллионов рублей.
Требования по размерам прибыли пересматриваются каждый пять лет. Законодательством РФ не установлен лимит по балансовой стоимости активов.
Для российской экономики характерной чертой является множество крупных компаний, корпораций и монополий. Малые предприятия трудятся в основном в сфере услуг и торговли. Они не могут конкурировать с большим бизнесом. Крупный бизнес менее поворотлив, хоть и обладает большими ресурсами. В западных странах эти виды бизнеса вступают в различные виды кооперации друг с другом, что позволяет одним получить доступ к ресурсам, а другим повысить свою динамичность.
Процесс создания и идеи малого бизнеса
Открытие собственного предприятия имеет разные варианты. Например, предприниматель может купить франшизу, которая обеспечит его всем необходимым для запуска дела, но внесет ряд ограничений для владельца. Самым оптимальным, но и самым сложным считается открытие собственного бизнеса с нуля. Малый бизнес несет большую моральную, физическую и экономическую нагрузку, особенно, если он организуется в одиночку. Если у предпринимателя есть собственный стартовый капитал, то это наиболее эффективный и безопасный способ начать дело, потому что риски потерь связаны только с собственными средствами. Еще один способ – кредит для малого бизнеса, предоставляемый банком, но для его получения необходимо разработать бизнес-план, который будет одобрен специалистами финансовой организации.
Торговый бизнес опирается на перепродажу благ, то есть он соединяет крупных производителей и конечных потребителей. В России торговля является одним из самых развитых и прибыльных видов малого бизнеса, хотя все чаще появляются небольшие производственные предприятия по пошиву, изготовлению мебели, обуви, ремонту и другое. Довольно прибыльным делом считается содержание таксопарка.
Еще одним популярным видом бизнеса стал бизнес в среде Интернет. В сети не только продают товары, но и оказывают финансовые, юридические и иного рода услуги.
Таким образом, открытие дело требует определения сферы деятельности, разработки и расчета бизнес-плана, далее выбирается форма хозяйствования. Свое желание открыть предприятие индивид регистрирует в соответствующих органах власти и встает на налоговый учет, после чего свежесозданное предприятие может начинать осуществлять свою деятельность.
Условия существования малого бизнеса
Малый бизнес в здоровой экономике является наиболее быстро изменяющейся и адаптированной к рыночным условиям средой. В США, например, считается нормой, когда малое предприятие существует от 9 до 11 месяцев, далее закрывается, и владелец открывает нечто иное. В России дело обстоит несколько иначе.
Предприниматели рассчитывают на долгосрочную перспективу. Российская действительность такова, что национальное хозяйство не отличается стабильностью. Существуют проблемы с налоговой нагрузкой, которая не предусматривает особых послаблений для предпринимателей.
Еще одна проблема, с которой столкнулись предприниматели – санкции. Их эффект носит длительный характер. Итогом стало существенное сокращение малых предпринимателей.
Для экономики малый бизнес имеет важное значение. Он решает макроэкономические проблемы, такие как:
- Занятость.
- Рост уровня жизни.
- Увеличение налоговых поступлений в бюджет.
- Формирование потенциала для производства и науки.
Со стороны государства в стране так же не оказывается особой помощи предпринимательству. В основном она носит информационный характер. Субсидии, иные льготы носят адресный характер. Роль малого бизнеса в России остается незначительной. Многие предприниматели сталкиваются с дополнительными проблемами в виде роста арендных платежей, увеличения расходов на коммунальные услуги, коррупция в проверяющих органах. Можно сказать, что российский малый бизнес строится вопреки всему, а не благодаря стабильной экономике.
Государственная поддержка малого бизнеса заключается в улучшении условий кредитования, что достигается через понижение процентных ставок и решение задач по залоговому обеспечению. Сюда относят выработку новых кредитных программ, предоставление грантов, создание инфраструктуры, которая сможет в режиме реального времени оказывать помощь предпринимателям.
Налоговое законодательство так же требует пересмотра, с учетом потребностей малого бизнеса. Практика западных стран может быть интересной, но необходимо учитывать специфику внутреннего рынка. В иностранных государствах достигается создание благоприятной микро- и макросреды, которая формируется через поддержку малого бизнеса. Государство обеспечивает внешнюю, внутреннюю среду, а так же позволяет создать необходимые институты.
Таким образом, развитие малого бизнеса является одной из стратегических задач, которые должны решаться, в том числе, на уровне государственной власти.