Основные сведения о малом предпринимательстве
Развитие малого предпринимательства уже в течение многих лет является актуальной проблемой современного экономического развития, в том числе, в Российской Федерации. Это вызвано универсальным характером малого бизнеса, который способен гибко адаптироваться под изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Согласно действующему законодательству, малым предприятием (субъектом малого предпринимательства) признаётся коммерческая организация, чья среднесписочная численность работников не превышает 100 человек, а годовой доход – 800 миллионов рублей.
Деятельность малых предприятий имеет принципиальное значение для всего общества (государства) и его отдельных членов (граждан). Малый бизнес зачастую рассматривается как один из главных драйверов роста национальной экономики, который в то же время оказывает существенное влияние на социальную, политическую, научно-техническую и другие сферы общественной жизни.
Его доля в национальном продукте многих развитых стран достигает 60-70%, благодаря чему именно сектор малого бизнеса является определяющим с точки зрения экономического роста. Кроме того, именно с его помощью в экономике создается необходимая высоко конкурентная среда.
В то же время предприниматели на своём пути сталкиваются с целым рядом серьёзных проблем, препятствующих их эффективной деятельности. Это, прежде всего, ограниченность в финансовых ресурсах, высокая налоговая нагрузка, административные барьеры и т.д. Отсюда следует, что одной из приоритетных задач государства является стимулирование развития малого предпринимательства. Требуется осуществление целого комплекса мер по его поддержке, в частности, создание и совершенствование соответствующей инфраструктуры.
Особенности деятельности малых предприятий
Как показывает мировая практика, малыми предприятиями признаются организации, которые характеризуются относительно небольшим объемом используемых ресурсов — труда и капитала. Они оформляются в качестве индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств, малого семейного бизнеса, самозанятых (например, репетиторы, огородники, парикмахеры и др.).
Традиционными сферами деятельности малых предприятий являются торговля, сфера услуг, автосервис, строительство. Кроме того, в последнее время они стали активно реализовывать политику диверсификации коммерческой деятельности посредством участия в организации новых (для себя) отраслей производства - машиностроение, приборостроение, транспортные перевозки, информационно-телекоммуникационные технологии, энерготехническая и химическая промышленности, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.
Популярность и распространенность данной формы хозяйствования обуславливается несколькими присущими ей отличительными чертами, которые большинством специалистов и экспертов в сфере экономики признаются в качестве преимуществ малых предприятий. Основными из них являются:
- отсутствие излишнего бюрократического аппарата, благодаря чему малые предприятия несут более низкие административные затраты и принимают управленческие решения в более гибком и оперативном формате, что способствует повышению производительности труда на предприятии;
- малые предприятия в отличие от крупных компаний быстрее адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды;
- капитал требуется малым предприятиям в более меньших объемах (то есть высок показатель оборачиваемости капитала), что позволяет им в ответ на требования местных рынков быстрее вносить изменения в производственный процесс и ассортиментный ряд (в частности, быстрее и дешевле осуществлять работы по строительству, перевооружению, автоматизации производства);
- субъекты малого предпринимательства лучше осведомлены об объеме и характеристике предпочтений местных потребителей, составляющих основу локальных рынков;
- сотрудники малого предприятия лучше осознают то, какой вклад они вносят в достижение общего результата, а потому – имеют более высокий уровень мотивации, чем у работников аналогичной специализации, трудящихся в крупных организациях, и больше возможностей для самореализации;
- малое предпринимательство способно обеспечить занятостью большое количество людей, включая, представителей социально незащищенных категорий – пенсионеров, инвалидов, учащихся, домохозяек и т.д.
Несмотря на приведенный выше перечень преимуществ малого предпринимательства, эту сферу хозяйственной деятельности нельзя назвать максимально эффективной (оптимальной). У малых предприятий также можно выделить ряд серьезных недостатков:
- малые предприятия в большей степени подвержены различным рыночным изменениям, в связи с чем высок уровень риска ведения ими предпринимательской деятельности;
- малые предприятия, как правило, во многом зависят от характера взаимоотношений, складывающихся с крупными компаниями;
- у руководителей и сотрудников малых предприятий более низкие уровни профессионализма и компетентности;
- малые предприятия зачастую сталкиваются с проблемами дополнительного привлечения финансовых средств (в том числе, в форме банковских кредитов).
Оперируя описанными выше экономическими особенностями малых предприятий, в настоящее время можно сформулировать основные перспективы их развития. Прежде всего, они заключаются в создании льготных условий ведения субъектами малого предпринимательства коммерческой деятельности и использования обеспечивающих её ресурсов, снижении в их отношении административных барьеров, содействии установления ими внешнеэкономических связей и профессиональной подготовки кадров.