Теоретические аспекты термина конкуренция
Конкуренция обнаруживает себя одним из существенных и нужных инструментов механизма рынка, несмотря на то, что сами конфигурации конкуренции не бывают равными на многообразных рынках и в отдельно взятых рыночных ситуациях. Под конкуренцией, в том числе, и экономической, понимается состязание фирм и компаний на рынке производства и реализации товаров и услуг. Цели конкуренции, хозяйственной и коммерческой деятельности организации в целом – это извлечение в результате своей деятельности эффективной прибыли. Данный фактор, как никакой другой, наиболее характеризует функционирование компаний в реалиях отношений рынка. Опираясь на исторические факты, до первой половины $19$ века экономике стран с промышленным развитием, в большей степени была свойственна совершенная (свободная), конкуренция, что было обусловлено малыми масштабами предприятий и большим кругом производителей. Начиная со второй половины века, значительная часть больших предприятий занимает массивную долю рынков некоторых товаров и услуг, что в свою очередь провоцирует появление монополизма, и как следствие, несовершенной конкуренции. Конкуренцию можно назвать основополагающим двигателем современного рынка. Эволюция конкурентной среды – одна из стержневых предпосылок функционирования всей рыночной экономики.
Изначально сама теория конкуренции была сгруппирована и сформулирована экономистом Адамом Смитом в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новаторская мысль ее содержится в том, что в первый раз были сделаны следующие выводы:
- Сгенерировано само понятие конкуренции в виде соперничества, которое поднимает цены, в условиях сокращения предложения, и уменьшает цены, в случаях избытка предложения;
- Установлен приоритетный принцип конкуренции – «принцип невидимой руки», следуя ему, управляя марионетками – предпринимателями, «рука» заставит их работать в соответствии с определенным безукоризненным путем развития экономики, таким образом, вытесняя компании, которые занимаются производством невостребованного рынком продукта;
- Было выработано теоретическое, но очень чуткое и достаточно эластичное устройство конкуренции, который объективно балансирует всю норму прибыли в какойлибо отрасли;
- Сложились обстоятельства образования эффективной конкуренции;
- Предложена конструкция усиления и многомерного развития конкуренции;
- Было обосновано, что в обстоятельствах рыночных связей возможно максимальное ублаготворение всех потребностей потребителя.
Таким образом, конкуренция может проходить в совершенно разных конфигурациях, в зависимости от воздействия внешних условий, определяющих ее дальнейшее развитие.
Конкурентоспособность предприятия
В условиях рынка невозможно достичь уровня стабильного успеха в деятельности организации, если не планировать ее развитие и не собирать, и анализировать информацию о перспективах и потенциальных возможностях компании, о состоянии отрасли в целом и положении конкурентов в области деятельности организации.
Конкурентоспособность предприятия - отличительная черта, определяющая степень отличия конкретного предприятия от конкурентов в разрезе удовлетворения потребностей потребителей.
Значительный уровень конкурентоспособности обусловлен такими условиями как, удовлетворенность и готовность потребителя приобретать продукцию предприятия неоднократно, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, собственников, партнеров и т.п. Высокий уровень конкурентоспособности предприятия также определяется престижностью работы на нем.
Конкурентоспособность предприятия - понятие неоднозначное, спектральное, и включает в себя не только качественные, количественные и ценовые параметры выпускаемой продукции (товара/услуги), но и зависит от профессионализма менеджмента компании. Также важнейшими факторами, влияющими на конкурентоспособность предприятия становится конъюнктура на рынках, уровень конкуренции со стороны других участников рынка в аналогичном сегменте, техническая оснащенность предприятия, инновации, внедряемые на производство, уровень мотивированности и квалификации работников, финансовая устойчивость.
Существенную роль в реальных условиях рынка играет компонента маркетинга, определяющая конкурентоспособность предприятия и сориентированная на выявление наиболее весомых потребностей и колебаний потребительских предпочтений. Маркетинг предприятия должен быть направлен на оценку перспективности сегментов рынка, разработку и внедрение эффективных стратегий по повышению конкурентоспособности.
В определениях значимости конкурентоспособности предприятия необходимо выделить следующие качества:
- качество продукции (товара/услуги);
- баланс «цена качество»;
- привлекательность продукции (товара/услуги);
- потенциал реализации;
- навыки сдерживать определенный натиск со стороны внешней конкуренции и т.д.
Конкурентоспособность предприятия можно назвать процессом, в ходе которого проявляется способность организации осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений, получать доход (прибыль), достаточный для модернизации производства, стимулирования работников и поддержания качества выпускаемой продукции (товара/услуги) на высочайшем уровне.
Конкурентные преимущества
Базисом создания конкурентоспособности предприятия становится структура его конкурентных преимуществ. Анализируя всевозможные подходы к градации конкурентных преимуществ есть возможность сделать это по следующим признакам:
- связь с системой;
- область зарождения преимущества;
- контекст (содержание) фактора преобладания;
- сроки воплощения конкурентного преимущества;
- точка реализации;
- форма и облик извлекаемого конечного результата.
Данная классификация применяется в процессе автоматизации учета и анализа конкурентоспособности организации.
Факторы конкурентного преимущества делятся на внешние и внутренние факторы (рис.1).
Рисунок 1. Факторы конкурентного преимущества
Соответственно, внешние факторы воздействия проявляются в определенной степени в зависимости от организации (предприятия, компании, фирмы и т.п.), а внутренние факторы конкурентного преимущества практически полностью устанавливаются менеджментом компании. Стандартные конкурентные преимущества представляют из себя (рис.2):
Рисунок 2. Стандартные конкурентные преимущества
В роли индикаторов конкурентоспособности могут выступать:
- объем относительной доли рынка;
- уровень издержек;
- характерные особенности продукции (товара/услуги);
- степень оснащенности инновационными технологиями;
- метод продаж;
- репутация, имидж, популярность организации (предприятия, компании, фирмы).
Соответственно, конкурентоспособность предприятия - это:
- Свойство объекта, которое выказывает себя в уровне удовлетворения потребителя этим объектом в сопоставлении с подобными объектами, функционирующими в данной отрасли и на данном рынке.
- Умение и возможность сдерживать давление со стороны конкурентных компаний на рынке, на котором все эти компании представляют свою продукцию.
- Уровень развития определенной организации в сопоставлении с уровнем развития конкурентных организаций по степени удовлетворения потребителя и результативности деятельности.
- Конкурентоспособность предприятия определяет его интересность для инвестора и инвестирования.