Понятие конкуренции и ее модели
В самом общем виде конкуренция характеризует противоборство хозяйствующих субъектов за лучшие условия производства и сбыта. Традиционно конкуренция рассматривается со следующих сторон:
- как выраженность свойства состязательности в условиях рынка;
- как инструмент саморегулирования рынка;
- как качественная характеристика рынка, позволяющая провести его типизацию.
Следуя последней трактовке, принято выделять следующие виды конкуренции.
Чистая, когда рынок наполнен значительным количеством хозяйствующих субъектов, производящих однородный продукт, и потребителей, которые информированы о таком продукте, а вхождение и выход с рынка происходит относительно легко. Это идеальная форма конкуренции, которая крайне редко встречается в условиях реального имущественного оборота. Такая конкуренция не предполагает влияния хозяйствующего субъекта на цену продукта, так как снижается интерес покупателей в выборе производителей. Такая конкуренция ведет к утверждению однородности продукта, не способна удовлетворить разнообразные потребности покупателей.
Монополистическая, которая предполагает наполнение рынка значительным числом хозяйствующих субъектов, производящих схожий, но неоднородный продукт. Дифференцируется такой продукт, в первую очередь, по качеству, вследствие чего у потребителей происходит формирование ценовых предпочтений. При этом дифференциация может происходить и в зависимости от иных характеристик – по степени интенсивности рекламы, близости к потребителю и прочее. Это наиболее распространенный вид конкуренции.
Олигополистическая, когда незначительное число хозяйствующих субъектов на рынке контролируют цены посредством согласования своих действий, в частности посредством использования неценовых инструментов, когда вслед за лидером на рынке меняют цены остальные субъекты. Ситуация на рынке, когда незначительное число субъектов контролирует цену может сформироваться и спонтанно, без намеренного взаимодействия.
Чистая монополия. Этим словосочетанием характеризуется такое состояние рынка, при котором наличествует один хозяйствующий субъект, производящий уникальный продукт, а ему противостоит значительно число потребителей. Фактически конкуренция в таких условиях отмирает, нет борьбы за лучшие условия производства и сбыта, у покупателей отсутствует возможность выбирать. Иными словами, монополистические тенденции на рынке противостоят эффективности рыночной экономики.
Закон конкуренции и ее функции
Конкуренция – это система устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, производящими и реализующими товар, опосредующее их стремление к обеспечению для себя лучших условий производства и сбыта и извлечения большей прибыли. Эти связи объективны, закономерны и наличествуют в качестве сущностных характеристик рынка.
Закон конкуренции выражает существенные, внутренне необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи между экономическими субъектами, возникающие в борьбе за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.
Закон конкуренции и опосредующие его формы характеризуются наличием внутренних противоречий между:
- предложением хозяйствующих субъектов, производящих продукт, и спросом потребителей продукта;
- хозяйствующими субъектами, производящими продукт;
- потребителями продукта.
Иными словами, на рынке наличествует противоречие между условиями производства продукта и возможностью его реализации для извлечения наибольшей прибыли. Конкуренция – это способ разрешения названного противоречия. Закон конкуренции, таким образом, находит выражение в ее функциях:
- ценообразующая. Конкуренция оказывает воздействие на затраты хозяйствующего субъекта, производящего продукт. Под ее воздействием происходит достижение состояния рыночного равновесия и реализации товаров;
- регулирующая. Конкуренция обеспечивает приток капитала в наиболее прибыльные отрасли посредством конкурентного установления цены, тем самым устанавливая баланс между производством продуктом и потребностями общества;
- стимулирующая. Конкуренция как форма борьбы за лучшие условия производства и сбыта и большую прибыль выступает стимулом для перманентного развития хозяйствующих субъектов, внедрения инноваций, оптимального использования сырьевых и трудовых ресурсов и другого. Другими словами, конкуренция обеспечивает развитие технологии производства, эффективность управления, рост качества трудовых ресурсов и прочее;
- контролирующая функция. Конкуренция обеспечивает контроль над хозяйствующим субъектом по следующим направлениям: сопоставимость его затрат на производство продукта и общественно необходимых издержек производства такого рода товаров; сопоставимость ассортимента и качества продукта и потребностей общества;
- дифференцирующая. Хозяйствующие субъекты, производящие продукт, в условиях равных возможностей на рынке могут достигать неодинаковых результатов. Другими словами, лучшие условия получает тот производитель, который обошел конкурентов. В том случае если хозяйствующий субъект не стремится работать над своей конкурентоспособностью, не повышает эффективность производства, не учитывает общественные запросы и так далее, он не сможет обеспечить себе лучшие условия на рынке. Исходя из дифференциации производителей продукта, происходит и дифференциации прибыли производителей: производители получают ту прибыль, которую определяет их конкурентоспособность на рынке.
Названные задачи не решаются только инструментами (законом) конкуренции, это итог взаимодействия целой системы объективных закономерностей рынка, в том числе законов стоимости, спроса и предложения, производительности труда и другого.
При этом закон конкуренции регулирует не только взаимодействие производителей продукта в борьбе за лучшую позицию на рынке, но и обеспечивает интересы потребителей, предоставляя им разнообразный выбор продукта и цены.