Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкуренция на рынке товаров и услуг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Экономика предприятия / Конкуренция на рынке / Конкуренция на рынке товаров и услуг
Конкуренция на рынке товаров и услуг

Понятие рынка, его черты

Формирование рыночных отношений стало результатом эволюции хозяйственных связей, которые появились еще в древние времена. Обмен между людьми существует достаточно давно. Стимулом к ускорению и усложнению обменных операций послужило введение единого эквивалента расчета и оценки товара или услуг. Постепенное развитие производства началось с момента формирования частной собственности. Люди стали заниматься земледелием, скотоводством и ремеслами. Толчком к увеличению объемов выпуска стала промышленная революция. Она повлияла на качественные и количественные изменения в системе хозяйствования. Общество получило возможность выбирать среди благ, поэтому спрос стал определяющим фактором работы производителей.

В экономической теории существует множество понятий рынка, но самым обобщенным из них считается представление о том, что рынок является местом пересечения интересов продавцов и покупателей. Предпосылками формирования рыночных отношений считают следующие этапы:

  1. Оформление и усложнение обмена между экономическими субъектами. При этом обмен совершается на взаимовыгодных условиях при помощи денежного ресурса, выступающего инструментом обслуживания товарного потока.
  2. Свобода экономических агентов дает возможность развивать рыночные отношения. Предприниматели, производители в своей деятельности стремятся к получению дохода, максимально выгодных условий существования. Потребитель так же свободен в своем выборе. Его выбор ограничивается только личными интересами.
  3. Эволюция хозяйственных отношений постепенно сокращала роль государства в управлении экономическими процессами. В настоящее время государственное регулирование сводится к формированию законодательства и осуществления контроля над его соблюдением. Так же государство может варьировать совокупные показатели экономики через налоги, трансферты и государственные закупки.
Замечание 1

Таким образом, рынок прошел длительный путь эволюции от места, где покупатель совершал сделку купли-продажи с производителем, до формирования механизма саморегулирования макроэкономических систем. Сегодня под рынком понимается стремление экономики к установлению относительного баланса, влияние на формирование равновесных цен, учет интересов обеих сторон обменных операций.

Товарный рынок и рынок услуг

В основе экономики лежит система производства благ, которые обычно представлены услугами и товарами. За счет их создания и сбыта продавцы могут получать прибыль, расширять свою деятельность, модифицировать ее, создавать рабочие места. Продажа товаров и услуг дает возможность получать выручку, которая уходит на уплату налогов, личное потребление и инвестиции в воспроизводство.

Существует большое число товарных рынков и рынков услуг. Обычно они подразделяются в зависимости от производимого блага. В экономической науке принято выделять товарные рынки сырья, готовой продукции, а также инвестиционных и потребительских товаров. В основе любой хозяйственной системы лежит рынок ресурсов, который торгует сырьем и сельскохозяйственной продукцией. Сюда же относят продажу энергии и энергоносителей. Торговля данным видом товаров обычно осуществляется на товарных биржах, где сделки совершаются относительно больших объемов продукции. Готовые изделия торгуются на внутреннем рынке и составляют огромную часть оборота общемирового рынка.

Инвестиционные товары продаются между производителями, а потребительские товары обычно реализуются домашним хозяйствам. Рынок потребительских товаров является наиболее массовым.

В последнее время развитые страны ориентируются на развитие третичного сектора экономики или сектора услуг. Сейчас на долю услуг приходится до 68% внутреннего валового продукта. Сюда относят такие сферы деятельности, как:

  • страхование;
  • здравоохранение;
  • культуру и искусство;
  • связь, информацию и телекоммуникацию;
  • финансы;
  • услуги коммунального хозяйства;
  • торговлю;
  • транспорт;
  • общественное питание.

Часть перечисленных услуг относится к социальной сфере и зачастую предоставляется бесплатно за счет государственных или муниципальных бюджетов. Другой особенностью данного рынка является тот факт, что услуги обычно потребляются на месте их производства.

Конкуренция на рынке товаров и услуг

Независимость действий производителей и продавцов в рыночных отношениях формирует конкурентную борьбу между ними. Продавцы борются за потребительский спрос, доступ к ресурсам, наиболее выгодным условиям, способным повысить их доходы. Потребители обычно вступают в борьбу, если товар или услуга ограничены в объеме.

Современный этап экономического развития достиг того уровня предложения товаров и услуг, в котором именно потребитель определяет качественные, количественные и ценовые характеристики благ. Покупатель руководствуется текущей потребностью и предельной полезностью продукта в этот момент. Получается, что конкуренция на рынке услуг и товаров является клиентоориентированной, то есть продавцы вступают в борьбу за покупателей.

Существует ряд исключений. Например, монополия на естественные ресурсы имеет социальную ориентированность. Здесь необходимо государственное вмешательство, чтобы население имело доступ к жизненно важным ресурсам, например, к водоснабжению. Монопсония представляет собой рынок одного покупателя, которым обычно выступает государство. Часть отраслей народного хозяйства работает только в этой сфере, например, военно-промышленный комплекс.

Рынки инвестиционных услуг и товаров обычно предполагают взаимодействие между юридическими лицами. Здесь торгуются блага, имеющие сложную техническую структуру. Конкуренция в сфере этих отношений может носить характер олигополии и олигопсонии, когда на рынке действует несколько продавцов или покупателей. Именно они определяют цены, доли рынка, объемы выпуска или закупок. Между ними обычно существует негласная договоренность, влияющая на основные параметры рынка.

Замечание 2

В сфере потребительских услуг и товаров обычно действует монополистическая конкуренция. Здесь работает множество продавцов и покупателей. Они не оказывают значимого влияния на основные параметры рынка, при этом каждый из производителей стремится к монополизации своей части рынка. Такая конкуренция способствует развитию деловых отношений, появлению новых характеристик, качеств товаров, а также внедрению новых подходов в сфере маркетинга, сбыта, рекламы и так далее.