Сущность коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность является частью предпринимательской деятельности товарных рынков, выделяясь из нее в качестве отдельной деятельности.
Любое предприятие, которое предлагает на рынок продукты труда своих рабочих, участвует в процессе обмена и поэтому может быть отнесено к субъектам продажи. Если субъект получает доход от сбыта продукции, размер которого превышает по размеру затраты по созданию, то деятельность такой компании принято квалифицировать в качестве коммерческой.
Коммерческая деятельность включает в себя процессы и операции, которые состоят в совершение покупки и продажи продукции для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.
Основное отличие коммерческой деятельности от других типов деятельности заключается в извлечении прибыли при осуществлении взаимоотношений между субъектами. Субъекты реализуют свои действия посредством объектов торгового предприятия: основных производственных фондов (пассивных фондов в качестве зданий, активных фондов в качестве оборудования) и товарно-материальных ценностей.
Субъекты и объекты коммерческой деятельности
В соответствии с признаком функциональной специализации существует разграничение субъектов коммерческой деятельности на определенные составляющие.
Производитель (физическое или юридическое лицо, которое выпускает продукцию для последующей продажи).
Потребитель в качестве лица, которое приобретает определенную продукцию для удовлетворения собственных потребностей.
Продавец, то есть лицо, которое осуществляет продажу товара (услуги) за деньги для извлечения прибыли.
При осуществлении процесса продажи также выделяют категорию торговых посредников, являющихся звеном в цепи производитель – потребитель. Это могут быть торговые компании, а также каналы распределения. Важнейшим ключевым элементом системы коммерческих отношений является коммерческая организация, торговая компания или торговое предприятие.
Среди субъектов коммерческой деятельности в товарном обращении можно выделить и некоммерческие организации, которые также способны заниматься предпринимательской деятельностью. К таким организациям можно отнести потребительский кооператив, союзы и ассоциации.
Среди объектов коммерческой деятельности выделяют товар и услугу, деньги, ценные бумаги, документы купли-продажи. Продажа товара или услуги производится с целью получения прибыли в качестве денег, которые уплачены за него и служат впоследствии источникам образования этой прибыли.
Товар является средством удовлетворения потребностей потребителей.
Услуга представляет собой вид непроизводственной деятельности, с помощью которого удовлетворяются потребности потребителей.
Предпосылка создания условий развития коммерческого бизнеса включает в себя наличие и рост капитала, а также способность его воспроизведения в расширенном размере.
Капитал включает в себя стоимость, которая способна создать новую, большую по размерам стоимость. Также в качестве капитала рассматриваются:
- средства, которые принадлежат физическому или юридическому лицу,
- собственность,
- суммы вкладов, которые внесены при организации предприятия (уставной капитал),
- здания, сооружения, которые находятся на балансе,
- прочие материальные и денежные средства,
- интеллектуальные ценности, включающие ноу-хау, патенты, лицензии,
- прибыли, которая инвестируется в дело.
Капитал можно классифицировать на собственный, который находится в собственности предприятия, и привлеченный, то есть заемный.
Коммерческая деятельность: структура
Торговля способна удовлетворить нужды и запросы потребителей, являясь окончательным звеном деятельности субъектов рынка. Важная роль здесь принадлежит коммерческой деятельности, которая имеет отношение к выполнению комплекса мер по доведению продукции от производителя до покупателя.
Структура коммерческой деятельности включает в себя совокупность последовательно исполняемых торговых и организационных операций, осуществляемых в ходе купли-продажи продукции и оказания торговых услуг для получения прибыли.
Структура коммерческой деятельности может быть представлена несколькими этапами:
- исследование спроса с целью определить потребности в продукции,
- выявление поставщиков продукции установка с ними хозяйственных связей,
- коммерческая деятельность в сфере оптовой продажи продукции,
- коммерческая деятельность в области розничной продажи продукции,
- управление товарным запасом, формирование ассортимента,
- рекламно-информационная деятельность,
- оказание торговых и посреднических услуг.
Любой из перечисленных этапов содержит определенные коммерческие операции, содержание которых может отличаться в соответствии со стадией процесса товародвижения.
Характер и содержание исполняемых операций в ходе коммерческой деятельности находится в зависимости от выбранной формы продвижения продукции и определённой стадии процесса движения товара, на которой он находится.
Коммерческая деятельность подлежит постоянному совершенствованию. Основные задачи в этом направлении заключаются в:
- формирование отношений хозяйствующих субъектов на взаимовыгодной основе,
- увеличение значения договоров поставки, укрепление договорной дисциплины, развитие длительных, прямых хозяйственных связей, рост их эффективности,
- защита интересов покупателей, обеспечение их приоритета,
- внедрение прогрессивных способов розничной и оптовой торговли,
- стимуляция сбыта продукции, сервисное обслуживание, оказание дополнительных видов услуг,
- рост уровня работы по исследованию спроса, экономическому обоснованию потребности в продукции, совершенствованию управления товарными ресурсами,
- формирование конкурентоспособного ассортимента,
- улучшение механизма управления предложением и спросом,
- своевременная и адекватная реакция на изменения, которые происходят на рынке.