Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прогнозирование в коммерческой деятельности

Управление производственной деятельностью предприятия имеет целый ряд функций, в составе которых присутствует организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, регулирование, а также прогнозирование.

Определение 1

Прогнозирование является процессом вероятного предвидения вероятного состояния объектов управления и условий внешней среды в ближайшем будущем.

Процессы, происходящие во внешней среде предприятия, которые оказывают наибольшее влияние на его деятельность, носят название прогнозный фон.

Планирование осуществляется в целях принятия рациональных и обоснованных управленческих решений.

Замечание 1

Прогнозирование представляет собой значимую составную часть планирования, оно необходимо для разработки самого плана деятельности предприятия.

Прогнозу присущ вероятный характер, поэтому в обоснованиях приведенных показателей зачастую указывают условия, при которых они достигаются. Правдивость прогноза обеспечивается верным подбором факторов, которые влияют на развитие коммерческой деятельности предприятия.

Сущность прогнозирования

Качество условий жизни и интерес к тем событиям, которые произойдут в будущем, исходит из острой необходимости сегодняшнего дня. Потребность в предвидении грядущих событий не была настолько актуальной, как в условиях нестабильности внешней среды. Это происходит за счет высокой неопределенности событий, касающихся функционирования рыночной экономики.

Именно благодаря прогнозированию, перед предпринимателями открывается возможность подготовиться заранее, предусмотреть и подготовиться к событиям в будущем, а также учесть все их положительные и отрицательные последствия, и даже постараться воплотить в реальность одну из обнаруженных альтернатив будущего.

Все решения, которые принимают сегодня, должны основываться на оценке развитий событий в будущем, а они, в свою очередь, в определенной степени повлияют на дальнейший ход событий.

«Прогнозирование в коммерческой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, можно обозначить обуславливающие факторы объективной потребности прогнозирования в условиях изменчивой рыночной среды:

  1. Увеличением уровня сложности объектов, подлежащим управлению.
  2. Увеличению количества неопределенных обстоятельств и событий.
  3. Ярко выраженный динамический характер внешней среды предприятия.
  4. Многоукладность экономики, а также частое внесение изменений в формы собственности, которые увеличивают меру ответственности владельца за осуществленные им действия.
  5. Ускорение темпов морального устаревания товарных продуктов и услуг организации.
  6. Значительное ужесточение конкурентной борьбы на рынке предоставляемых услуг.
  7. Отсутствие способности рынка к саморегулированию, особенно это относится кризисных стадий воспроизводственного цикла.
  8. Деятельность, осуществляемая государством, как субъекта рыночных отношений.

Классификация прогнозов

Определение 2

Прогноз является результатом процесса прогнозирования, который выражен в словесной, математической, графической или любой другой форме суждения о вероятном состоянии предприятия и внешней среды в будущем.

Существует несколько видов прогнозов, каждому из которых присущи свои признаки и особенности:

  1. Прогнозы, в зависимости от временного диапазона, делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
  2. Согласно типам прогнозирования, прогнозы также разделяют на поисковые, нормативные, основанные на творческом видении и т.п.
  3. Исходя из возможного воздействия компании на свое будущее, выделяют активные и пассивные прогнозы. Пассивные прогнозы подразумевают отсутствие намерений компании оказывать влияние на внешнюю среду в силу каких-либо обстоятельств и предполагает вероятность самостоятельного развития процессов во внешней среде, независимо от действий организации. Активные прогнозы, в свою очередь, подразумевают осуществление активных мероприятий, направленных на проектирование собственного будущего, а также на реальное воздействие на условия внешней среды.
  4. По способу представления результатов существуют точечные и интервальные прогнозы. Точечные прогнозы показывают единственное значение прогнозируемого показателя, в то время как интервальный демонстрирует целый диапазон изменений показателя, прогнозирование которого осуществляется.

Значение прогнозирования для предпринимательской деятельности

Изучая вопрос прогнозирования в коммерческой деятельности, осуществляемый в условиях переменчивой экономической среды, вполне естественным станет возникновение вопроса, касающегося изменения степени влияния прогнозирования на результаты управления предприятием при изменении степени относительной обеспеченности коммерческой деятельности ресурсами. Степенью относительной обеспеченности предпринимательской деятельности ресурсами является соотношение реально существующего объема соответствующих ресурсов к минимально необходимому, согласно нормам реализации, соответствующей программы создания продукта и развития производственной деятельности.

Прогнозирование при выполнении любой из имеющихся функций представляет собой фундаментальную основу деятельности предприятия. Прогнозирование является своеобразной системой методологических приемов, с помощью воплощения в жизнь которых, в определенной последовательности, позволяет обеспечить эффективность принятых решений. Это обусловлено тем, что соблюдение системного единства и указанной последовательности таких этапов, как поисковой прогноз, нормативный прогноз, стратегическое планирование, бизнес-планирование, перспективное планирование, текущее планирование, а также оперативное планирование позволяют в правильной последовательности раскрывать неопределенности нестабильной экономической среды и непосредственно состояние самой компании. Пропуск даже одного из приведенных элементов может привести к нежелательным последствиям, а именно: снижению точности планирования и увеличению имеющихся рисков при принятии управленческих решений.

Процесс прогнозирования

Как уже говорилось выше, правдивость прогноза обусловлена рациональным подбором факторов, которые оказывают влияние на развитие коммерческой деятельности организации. Универсального правила, как такового, направленного на подбор факторов, не существует, ведь их подбор зависит от некоторых факторов, а именно: размера предприятия, длительности прогнозируемого периода, конкурентоспособности и места предприятия на рынке предоставляемых услуг.

Стоит отметить, что во время осуществления прогнозирования, не стоит останавливаться исключительно на выявлении и предсказании будущих объективных процессов. Прогноз в предпринимательской деятельности должен предусматривать достижение поставленной задачи и включать рекомендации, касающиеся изменений сложившихся пропорций, тенденций, увеличения конкурентоспособности в развернутом виде.

В прогноз также должны вносить упорядоченную последовательность действий компании в ближайшем будущем, обоснование прогнозов, созданный комплекс действий и выявление ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных руководством предприятия целей.

Методы определения прогнозных показателей предпринимательской деятельности определяются логикой формирования прогноза. Зачастую в их структуру входят трендовые модели, программно-целевой метод, а также технико-экономические расчеты, основанные на нормативах, нормах и потребительском бюджете. Каждому из способов осуществления прогнозирования свойствен свой собственный метод, однако это не исключает возможности использования наряду с ним и других методик.

Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot