Коммерческое право
Коммерческое право представляет собой под отрасль Гражданского права, с помощью которой регулируются общественные отношения, возникающие в ходе коммерческой деятельности. Любая коммерческая деятельность направлена всегда на продвижение продукции от производителя к потребителю через оптовую торговую сеть.
Коммерческая деятельность, как и предпринимательская деятельность, характеризуется несколькими отличительными признаками:
- самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота,
- направленная деятельность на систематическое получение прибыли,
- деятельность, которая осуществляется на свой риск,
- деятельностью, которая подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.
Если отсутствует один из названных признаков, то это лишает деятельность характера коммерческой деятельности. По этой причине коммерческая деятельность представляет собой предпринимательство, включая все его признаки. Она осуществляется в особой сфере хозяйственной деятельности - в товарном обращении.
Обязательными участниками товарного оборота, которые регулируются нормами коммерческого права, являются:
- производители своей продукции,
- функционирование оптовых и посреднических звеньев,
- действия граждан по приобретению продукции, обеспечение себя необходимыми товарами.
Розничная торговая деятельность в полной мере регулируется с помощью гражданского законодательства. Можно сказать, что коммерческая деятельность включает отношения по оптовой купле-продаже продукции, а также отношения в сфере оказания услуг, которые связаны с продвижением продукции на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.
Торговое законодательство РФ
В нашей стране не существует и не существовало торгового кодекса.
Для Российской Федерации отношения коммерческого характера регулируются единым Гражданским кодексом, а также несколькими специальными иными актами.
Торговое законодательство представляет собой относительно обособленную систему норм гражданского законодательства, которые регулируют торговую деятельность. Классификатором правовых актов выделяются торговые нормы из общего перечня правовых актов, подчеркивая их специфику.
Нормы коммерческого права включены в нормативные акты, обладающие различной юридической силой.
Основным законодательным документом является Конституция Российской Федерации, с помощью которой устанавливаются фундаментальные положения экономической государственные основы.
Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободу получения продукции и услуг, а также финансовых средств. Конституция поддерживает конкуренцию, обеспечивает свободу экономической деятельности. В ней признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и прочие формы собственности.
В соответствии с Конституцией на территории нашей страны не допускается установка таможенных границ и пошлин, а также препятствий для свободного перемещения продукции, услуг и др.
Каждый гражданин обладает свободным использованием своих способностей и имущества для предпринимательской и коммерческой деятельности, которая не запрещена законом.
В ведении Российской Федерации находится установление прав единого рынка, основ гражданского законодательства и ценовой политики.
Гражданский Кодекс и Законы Российской Федерации
Основной документ, который устанавливает правовые основы коммерческой деятельности, является Гражданский кодекс. Посредством Гражданского кодекса определено правовое положение участников коммерческого оборота, включая основы возникновения, осуществления прав собственности и других вещных прав.
Кодекс регулирует договорные и прочие обязательства, имущественные права и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. Можно выделить еще несколько законов в области коммерческого права, которые имеют большое значение:
- Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
- Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»;
- Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
- ФЗ «О техническом регулировании».
- Подзаконные акты РФ.
Субъекты Федерации могут создавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Эти акты призваны регулировать торговую и коммерческую деятельность.
Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации
Сферой исследования коммерческого права является товарный рынок, который рассматривается в узком и широком смысле.
В широком смысле товарный рынок включает систему субъектов экономики и их отношения. Цель субъектов заключается в обеспечении обращения продукции конечного потребления и производственного назначения.
В узком смысле товарный рынок представляет собой рынок отдельных видов продукции, которые сходны по производственным или потребительским признакам, являясь элементами внутреннего рынка продукции и услуг.
Российский товарный рынок обладает соответствующей структурой, которая еще не в полной мере организована и сформирована.
Структура включает совокупность звеньев, основная задача которых заключается в продвижении товара от производителей к потребителям. Все звенья товарного рынка обладают определенной организационно-правовой самостоятельностью. Они могут быть представлены в виде хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов государственных и муниципальных предприятий. Все эти предприятия являются коммерческими организациями, основная цель которых заключается в извлечении прибыли.
Особая группа участников оптовой торговли представлена организаторами оптовой торговли, которые сами не осуществляют торговую деятельность, а создают условия для других участников.
Например, товарная биржа является регулярно функционирующим оптовым рынком продукции, главной целью которого является провести свободные торги по закупкам и продаже продукции. Отношения здесь складываются под влиянием спроса и предложения.
Товарная биржа выступает в качестве развитой формы оптового рынка продукции, которая определяется родовыми признаками (к примеру, биржа леса, металла, зерна, угля).