Сущность планирования коммерческой деятельности
Все организации и предприятия, вне зависимости от собственных масштабов и профиля деятельности, должны осуществлять внутрифирменное планирование.
Коммерсант – это в первую очередь организатор, а организация означает качественное и заблаговременное определение целей, знание финансовых и материальных ресурсов и умение использовать их при достижении целей.
Лицо, организовывающее и ведущее коммерческую деятельность, должно:
- уметь сформулировать задачу,
- довести ее до непосредственных исполнителей,
- провести контроль выполнения.
При организации коммерческой деятельности важно принятие эффективных решений, распределение обязанностей и ответственности. При этом самым важным элементом организации считается планирование коммерческой деятельности, ее управление и анализ.
Цели и виды планирования
Планирование включает в себя следующие действия:
- определить цели компании на дальнейшую перспективу,
- найти и проанализировать способы реализации целей и их ресурсное обеспечение.
Планирование можно определить задачами, которые стоят перед компанией на будущее.
В соответствии с этим фактором планирование бывает:
- долгосрочные планы, которые охватывают 3 или 5 летние промежутки, вырабатываются руководством предприятия и содержат основные цели стратегии на перспективу.
- среднесрочное планирование, включает в себя планы, содержащие количественные показатели или конкретизированные цели (на период около 2 лет).
- краткосрочное планирование включает в себя промежутки от месяца (иногда меньше) и до года.
Основные цели, преследуемые планированием коммерческой деятельности компаний, являются определить объем продаж товарной массы, долю прибыли и долю рынка. Долгосрочные планы в основном являются областью деятельности крупных коммерческих структур, а текущее оперативное планирование считается необходимым элементом управленческой деятельности совершенно различного уровня организаций.
К краткосрочному планированию можно отнести так называемые бизнес-планы компаний, которые включают расчеты вероятных дохода и расхода, процесс оценки рынков сбыта конкретного товара (услуги), конкурентов, системы маркетинговых мероприятий, а также планирование реализации и финансов.
Процедуры планирования
При планировании коммерческой деятельности производятся следующие процедуры:
- Анализируется коммерческая деятельность (ее эффективность) при учете конкурентоспособности товара (услуг) предприятий;
- Оценивается конъюнктура рынков, на которых функционируют предприятия (в настоящем времени и на будущую перспективу);
- Формулируются цели и задачи в развитии коммерческой деятельности на будущий период;
- Определяются вероятные проблемы эффективного проведения коммерческих операций на будущее и выделяются приоритетные мероприятия по их осуществлению;
- Обосновываются прогнозы развития коммерческой деятельности, при этом происходит детальная проработка задач по текущему развитию;
- Выделяются факторы, оказывающие влияние на объемы продаж продукции в краткосрочной перспективе;
- Формируются и утверждаются планы по развитию коммерческой деятельности организации, и они включаются в сводный план развития компании на перспективу, выделяя ближайший период;
- Оценивается эффективность намеченных мероприятий в сфере реализации товара, корректируются (по необходимости) плановые мероприятия и задания, происходит их оптимизация.
В целом, планирование коммерческой деятельности должно быть комплексным процессом, предполагающим включение в него всех отделов компании, которые обеспечивают куплю-продажу продукции, так как организационная структура – это единая система управления. Система планов каждой организационной единицы представляет собой систему планирования.