Понятие метода
Под методом (от др.-греч.Μέθοδος – путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») понимают систематизированнуюсовокупностьэтапов, элементов, шагов, действий, которая нацелена на решение конкретной задачи или достижение конкретной цели.
Существуют следующие общенаучные методы, которые находят свое применение в КПД: аналитический метод; дедуктивный метод; диалектический метод; индуктивный метод; интуитивный метод; научный метод; обобщённый метод; экспериментальный метод.
КПД в условиях конкурентной экономики основывается на рыночных законах, это и определяет перечень используемых специальных методов.
Методы коммерческой предпринимательской деятельности (КПД)
Рассмотрим основные методы (т. е.элементы), которые отражают особенности КПД.
1 элемент – организация информационного обеспечения КПД
Для реализация данного элемента следует получить необходимую коммерческую информацию, основой которого является комплексное изучение рынка.
В этом элементе, необходимо изучить покупательский спрос и товарное предложение; изучить условия и состояние конъюнктуры рынка; собрать и проанализировать данные о товарах, их потребительских свойствах, уровне качества, их назначении. Для этого необходимо организовать детальное изучение покупателя (количество населения, обслуживаемого субъектом хозяйствования, его половозрастную и демографическую структуру, социальный состав, величину покупательной способности – сумму покупательских фондов обслуживаемого населения) и характеристики конкурентов (сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и намерения, то есть провести SWOT – анализ).
2 элемент – определение величины потребности в товарах
Данный этап КПД требует на основе полученной информации на 1 этапе рассчитать показатели емкости рынка и его отдельных сегментов, определить оптимальную ассортиментную структуру товаров, объемы и сроки их поставок, размеры поставляемых партий товаров.
3 элемент – выбор партнеров по установлению хозяйственных связей и каналов распределения
В этом элементе КПД на первом этапе изучают возможные источники поставки товаров, географию нахождения предприятий-поставщиков, предприятий-продавцов, объемы и структуру товаров, которую они могут поставлять, условия поставки товаров, предпочтительные формы расчетов, методы отгрузки и т.д. После анализа полученной информации, на основе специальных методов ранжирования, определяется круг партнеров, участников системы товародвижения, осуществляется распределение функции среди партнеров, проводятся необходимые экономические расчеты по обоснованию наиболее эффективного варианта.
4 элемент – КПД по установлению хозяйственных связей между партнерами
Итогом выбора партнеров по хозяйственным связям выполняется комплекс коммерческих операций по установлению хозяйственных связей. КПД в этом элементе требует определить конкретную форму хозяйственных связей с каждым партнером, разработать проект договора и все приложения к нему, организовать и провести переговорный процесс по согласованию условий договора, подписать договор.
5 элемент – организация оптовых закупок товаров
Данный элемент рассматривает все варианты выбора организационных форм закупок необходимых товаров, участие в проведении закупок, используя наиболее эффективные из них (оптовые ярмарки, биржевые и тендерные торги). Здесь покупателю очень важно закрепит в договоре наиболее выгодные условия для себя, следует правильно оформить оптовые закупки и организовать обеспечение выполнения обязательств, определенных в договорах.
6 элемент – КПД по оптовой продаже товаров
Данный элемент предполагает:
- выбор формы оптовой продажи;
- обоснование целесообразности ее применения;
- определение видов операции, которые обеспечивают наиболее эффективную продажу товаров при выборе складской и транзитной формы;
- правильное оформление продаж;
- контроль выполнение условий договора.
7 элемент – КПД по организации розничной продажи товаров
Данный элемент КПД один из наиболее ответственных, так как именно в рознице происходит завершение процесса доведения продуктов труда (товаров, услуг, работ) от продавцов до покупателей.
На этом этапе также происходит смена форм стоимости, с товарной на денежную, и определяется, была ли успешной и целесообразной предыдущая коммерческая работа.
Основные операции:
- организация управление ассортиментом товаров в торговых объектах;
- обосновывается частота и величина партий поставок;
- определяются наиболее эффективные формы и методы реализации товаров;
- осуществляются мероприятия по стимулированию продаж, формированию имиджа;
- осуществляется мерчандайзинг.
8 элемент – управление товарными ресурсами
Этот элемент предполагает проведение следующих мероприятий: систематический контроль состояния товарных запасов в торговом объекте; формирование товарных запасов в соответствии со покупательским спросом; организация ритмичного, бесперебойного товароснабжения нужными партиями; систематический контроль за движением товаров; контроль сроков реализации товаров.
9 элемент – КПД по продвижению товара на рынок, обеспечивающая формирование спроса, стимулирование продажи товаров
На данном этапе КПД необходимо организовать мероприятия по эффективному рекламно-информационному сопровождению продуктов труда (товаров, услуг, работ) на рынке; формированию у покупателя положительного отношения к товару; побуждению покупателя к определенным действиям – приобретению товара.
10 элемент – оказание услуг, сервисное сопровождение товаров.
Вследствие развития производственной сферы происходит процесс насыщения рынка продуктами труда (товарами, услугами, работами), усиливается уровень конкуренции. В этих условиях дополнительные услуги, их качество становятся одним из факторов, которые привлекают дополнительных покупателей, позволяют укрепить позиций субъекта хозяйствования на рынке.
11 элемент – разработка коммерческой стратегии торговой организации.
Данный элемент включает в себя:
- организация аналитической работы с использованием полученной коммерческой информации;
- определение миссии, целей и задач КПД;
- разработку альтернативных стратегий развития организации;
- выбор стратегии действия;
- разработка тактики реализации выбранной стратегии, учитывающей существующий потенциал организации, состояние рынка.
- оценка эффективности выбранной стратегии;
- организация мониторинга реализации стратегии;
- осуществление мероприятий по своевременной корректировке при изменении условий рыночной конъюнктуры.