Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы построения и моделирования банковских рейтингов в зарубежной и российской практике

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Банковское дело / Методы построения и моделирования банковских рейтингов в зарубежной и российской практике
Определение 1

Банковский рейтинг – это комплексная оценка рисков коммерческого банка, которая проводится по дискретной упорядоченной шкале, называемой рейтинговой.

Общие сведения о международных и отечественных банковских рейтингах

Ключевым механизмом методов риск-менеджмента являются рейтинги коммерческих банков. Кроме того, они используются различными субъектами экономических отношений в рамках инвестирования и участия в различных тендерах.

Банковские рейтинги составляются специализированными рейтинговыми агентствами. Они видят предназначение своей деятельности в информационном посредничестве на финансовых рынках, что реализуется посредством поддержания систем рейтингов. В мировой банковской практике сложилась «большая тройка» международный рейтинговых агентств, на рейтинги которых чаще всего ссылаются для получения объективной и наиболее приближённой к действительности оценки деятельности коммерческого банка. Этими агентствами являются:

  • «Moody's» - долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте (обозначения рейтинга - Aaa, Aa, А, Ваа, Ва, В, Саа, Са, С - добавляются цифровые модификаторы 1, 2 и 3);
  • «Standard and Poor's» - долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте (обозначения рейтинга - AАА, AА, А, ВВВ, ВВ, В, ССС, СС, С, SD, D, NR - добавляются модификаторы + и -);
  • «Fitch Ratings» - долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте (обозначения рейтинга - AАА, AА, А, ВВВ, ВВ, В, ССС, СС, С, RD, D).

Таким образом, чаще всего банковские рейтинги представлены кредитными рейтингами. Ими выражено мнение рейтингового агентства, которое предварительно проанализировало факторы риска, относительно общей кредитоспособности заёмщика или конкретных долговых обязательств.

Показатели этих международных агентств официально признаются и используются Центральным банком РФ. Кроме них, регулятор также аккредитовал 4 российских кредитных рейтинговых агентства: «Эксперт РА», «Национальное Рейтинговое Агентство (НРА)», «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА)», «Национальные Кредитные Рейтинги (НКР)». Чаще всего коммерческие банки обращаются за оценкой к российским, а не международным рейтинговым агентствам. Это вызвано тем, что они учитывают национальную специфику ведения бизнеса, выполняют оценку быстрее и дешевле.

Готовые работы на аналогичную тему

Обзор методов построения и моделирования рейтингов коммерческих банков

В последнее время как в зарубежной, так и в российской практике большое внимание стало уделяться совершенствованию методологии и методологического обеспечения деятельности рейтинговых агентств. Необходимость в этом обусловлена требованиями действительности к изменению банковской деятельности в части внедрения результатов научно-технического прогресса и следованию за тенденциями экономического развития в стране и мире.

Основными методами построения банковских рейтингов, которые в том или ином формате (бухгалтерский, экспертный или смешанный способ оценивания; бальный или индексный метод построения и т.д.) используются рейтинговыми агентствами в качестве базисов своей деятельности, считаются следующие:

  • метод «идеального предприятия» - вычисление рейтинговых значений заключается в выборе финансовых коэффициентов, назначении соответствующего норматива и последующем накладывании на них экспертных весов;
  • метод «удачливого конкурента» - вычисление значений измеряемых показателей банковской деятельности, на основе наилучших из которых выбирается «эталонная» кредитная организация;
  • метод «value-at-risk» - построение ковариационной матрицы взаимосвязи между показателями коммерческого банка и вычислением математического ожидания и дисперсии рыночных факторов;
  • метод «однородных классов» - разделение совокупности коммерческих банков на однородные группы – кластеры, после чего в каждой из них коммерческие банки ранжируются по одному или нескольким показателям;
  • метод регрессионных остатков – ранжирование коммерческих банков по значению показателя эффективности их деятельности к регрессионному остатку, определяемому посредством построения вероятностно-статистического уравнения, аргументами которого могут выступать различные параметры банка (размеры и качество активов, пассивов, совокупного капитала и т.д.);
  • методика В.С. Кромонова – вычисление обобщённого (интегрированного) показателя, характеризующего результаты деятельности коммерческого банка, по уравнению и коэффициентам, которые были составлены и рассчитаны посредством математического моделирования.

Несмотря на такое разнообразие методов построения и моделирования банковских рейтингов, в зарубежной и, тем более, в российской практике ведения банковского дела есть немало примеров некорректного оценивания. В связи с этим и по сей день актуальной остаётся проблема поиска новых методов составления рейтингов, которые бы всесторонне охватывали все факторы, влияющие на позиции коммерческих банков.

Ряд исследователей и специалистов разрабатывают и предлагают новые методики, в основе которых заложен бухгалтерский подход и математические методы – эти методики считаются наиболее математически обоснованными. Предполагается, что большую эффективность будут демонстрировать интегрированные системы определения банковских рейтингов. По своей сути они должны представлять собой сочетание разработанных ранее и новых методов построения и моделирования рейтингов коммерческих банков.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Елена Петровна Любенкова

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис