Банковский рейтинг – это комплексная оценка рисков коммерческого банка, которая проводится по дискретной упорядоченной шкале, называемой рейтинговой.
Ключевым механизмом методов риск-менеджмента являются рейтинги коммерческих банков. Кроме того, они используются различными субъектами экономических отношений в рамках инвестирования и участия в различных тендерах.
Банковские рейтинги составляются специализированными рейтинговыми агентствами. Они видят предназначение своей деятельности в информационном посредничестве на финансовых рынках, что реализуется посредством поддержания систем рейтингов. В мировой банковской практике сложилась «большая тройка» международный рейтинговых агентств, на рейтинги которых чаще всего ссылаются для получения объективной и наиболее приближённой к действительности оценки деятельности коммерческого банка. Этими агентствами являются:
Таким образом, чаще всего банковские рейтинги представлены кредитными рейтингами. Ими выражено мнение рейтингового агентства, которое предварительно проанализировало факторы риска, относительно общей кредитоспособности заёмщика или конкретных долговых обязательств.
Показатели этих международных агентств официально признаются и используются Центральным банком РФ. Кроме них, регулятор также аккредитовал 4 российских кредитных рейтинговых агентства: «Эксперт РА», «Национальное Рейтинговое Агентство (НРА)», «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА)», «Национальные Кредитные Рейтинги (НКР)». Чаще всего коммерческие банки обращаются за оценкой к российским, а не международным рейтинговым агентствам. Это вызвано тем, что они учитывают национальную специфику ведения бизнеса, выполняют оценку быстрее и дешевле.
В последнее время как в зарубежной, так и в российской практике большое внимание стало уделяться совершенствованию методологии и методологического обеспечения деятельности рейтинговых агентств. Необходимость в этом обусловлена требованиями действительности к изменению банковской деятельности в части внедрения результатов научно-технического прогресса и следованию за тенденциями экономического развития в стране и мире.
Основными методами построения банковских рейтингов, которые в том или ином формате (бухгалтерский, экспертный или смешанный способ оценивания; бальный или индексный метод построения и т.д.) используются рейтинговыми агентствами в качестве базисов своей деятельности, считаются следующие:
Несмотря на такое разнообразие методов построения и моделирования банковских рейтингов, в зарубежной и, тем более, в российской практике ведения банковского дела есть немало примеров некорректного оценивания. В связи с этим и по сей день актуальной остаётся проблема поиска новых методов составления рейтингов, которые бы всесторонне охватывали все факторы, влияющие на позиции коммерческих банков.
Ряд исследователей и специалистов разрабатывают и предлагают новые методики, в основе которых заложен бухгалтерский подход и математические методы – эти методики считаются наиболее математически обоснованными. Предполагается, что большую эффективность будут демонстрировать интегрированные системы определения банковских рейтингов. По своей сути они должны представлять собой сочетание разработанных ранее и новых методов построения и моделирования рейтингов коммерческих банков.