Системный характер коммерческой предпринимательской деятельности (КПД) и ее общие функции
КПД носит системный характер, так как состоит из отдельных элементов (частей), обеспечивающих реализацию определенных функций, объединенных для достижения общей цели.
КПД осуществляется на всем пути продвижение продуктов труда (товаров, услуг, работ) от продавцов до покупателей. Для начала продвижения продуктов труда (товаров, услуг, работ) следует выполнить определенную последовательность ряда коммерческих операций. Во-первых, нужно выполнить расчет и провести обоснование потребности в продуктах труда (товарах, услугах, работах) для экономико-географического региона, как по объему, так и по структуре. Затем необходимо выбрать основных продавцов-поставщиков товаров, определить оптимальные пути продвижения товаров и организовать заключение различных договоров на поставку товаров.
Только в этом случае и начинается процесс товародвижения.
Исходя из данной концепции эффективная КПД должна выполнять следующие функции:
- обосновать стратегию и тактику поведения субъекта хозяйствования на конкурентном рынке, усилить влияния на рынок с целью формирования оптимального ассортимента, получения целевых доходов и целевой прибыли, повышения уровня конкурентоспособности продуктов труда (товаров, услуг, работ) и конкурентоспособности субъекта хозяйствования, уровня обслуживания покупателей;
- сформировать комплексный подход к организации КПД, который должен обеспечить эффективную работу всех коммерческих подразделений субъекта хозяйствования;
- организовать такое управление процессами купли-продажи, которое создаст экономическую заинтересованность всех участников КПД, сформирует условия для стабилизации и долгосрочности хозяйственных связей продавцов и покупателей;
- организовать комплексное изучение покупательского спроса, формирование и развитие потенциальных потребностей покупателей, новых рынков, сегментов с целью формирования уникальных конкурентных преимуществ;
- адаптировать КПД к условиям изменяющейся рыночной среды, предусмотреть своевременную и адекватную реакцию на ее изменения;
- осуществить оптимизацию расходов на реализацию, которые неизбежно возникают в коммерческой деятельности и связаны с подготовкой и совершением коммерческих сделок.
Особенности коммерческой предпринимательской деятельности (КПД) в оптовой торговле
Существует ряд особенностей КПД в опте, которые следует учитывать при рассмотрении функции этого звена сферы обмена.
Во-первых, основная особенность КПД в оптовом звене заключается в том, что хозяйствующие субъекты опта приобретают товары большими партиями с целью подготовки товаров для последующей их продажи другим субъектам хозяйствования более мелкими партиями.
Это обстоятельство требует от оптовой торговли организовать поиск продавцов-поставщиков товаров и потенциальных розничных покупателей. В этом случае эффективность их работы будет зависеть от того, насколько большой будет разница между расходами на приобретение товаров и доходами при оптовых закупках и розничной продаже в совокупности.
Во-вторых, особенностью КПД в опте является необходимость накопления определенного уровня товарных запасов, и создания условий по их хранению;
В-третьих, существует необходимость преобразования производственного ассортимента товаров в торговый ассортимент, с целью обеспечения бесперебойного удовлетворения спроса своих покупателей, как по объему, так и по ассортименту;
В-четвертых, особенность КПД в опте предполагает выполнение сложной посреднических функций между продавцами-производителями товаров и розничным звеном.
В-пятых, особенностью КПД в опте является тот факт, что коммерческие службы опта должны иметь эффективную систему сбора, обработки и использования коммерческой информации для подготовки обоснованных хозяйственных решений, с целью обеспечения активного влияния на формирование выпускаемой товаропроизводителями номенклатуры продукции;
Помимо того, КПД в опте предполагает тесное взаимодействие со своими покупателями – розничными торговыми объектами, ибо существует необходимость оказания практической помощи розничной торговле материального, рекламно-информационного, консультативно-методического характера.
КС в оптовой торговой организации подчиняется директору, иногда коммерческому директору. Конкретные функции выполняют специалистами торгового отдела: главным товароведом, начальниками торговых отделов, секций, ведущими товароведами по группам товаров, товароведами-реализаторами, товароведами-бракерами и др.
По своему экономическому и организационному содержанию функции КС оптового звена делятся на:
- функции, обеспечивающие закупочную работу:
- функции, обеспечивающие оптовую продажу:
- организационно-рыночные функции.
Особенности коммерческой предпринимательской деятельности (КПД) в розничной торговле
КПД в рознице тоже имеет свои особенности.
Во-первых, в розничном звене осуществляется окончательное признание или непризнание товара конечным потребителем.
Во-вторых, в рознице происходит смена форм стоимости с товарной на денежную, осуществляется компенсация расходов, связанных с производством и доведением продукта труда (товара, услуг, работ) от продавца до покупателя.
То есть успех КПД в рознице во многом зависит от того, как профессионально и своевременно КС сможет изучить, учесть и удовлетворить требования покупателей. Как результат этой работы должен быть сформирован конкурентоспособный ассортимент товаров в рознице и организовано оперативное управление им.
Основные функции КС торгового объекта распределены по должностным обязанностям специалистов КС.
К ним относятся:
- организация изучения условий конъюнктуры рынка, различных видов спроса населения (реализованного, альтернативного, реализованного) в зоне деятельности торгового объекта;
- разработка проектов обоснования потребности в товарах;
- комплексное управление товарным предложением;
- организация и проведение договорной и претензионной работы;
- внедрение инновационных торговых технологий на объектах торговли, организация и проведение мероприятий по их техническому и материальному обеспечению;
- проведение работ по стандартизации требований, предъявляемых к торговым объектам, которые обеспечивают высокий уровень обслуживания покупателей, создание необходимых условия эффективного труда и обеспечения сохранности товароматериальных ценностей;
- проведение работы по формированию покупательского спроса и стимулированию реализации товаров и торговых услуг;
- организация контроля за соблюдением законодательства в сфере торговли, требований существующей нормативной базы, правил организации торговли, защиты прав потребителей;
- обеспечение рентабельной работы и конкурентоспособности объекта торговли.
В рознице КПД занимаются все торговые работники сотрудники (товароведы, заведующие отделами, секциями, продавцы, кассиры-контролеры). Общая ответственность возлагается на директора магазина.