Карта рисков – это инструмент для выявления и идентификации угроз, связанных с деятельностью предприятия.
Риск-менеджмент в управлении предприятием
Риск-менеджмент – это составная часть управления предприятием, направленная на создание баланса между получением прибыли и сопутствующими этому процессу рисками.
Работа предприятий направлена на максимизацию собственных доходов, укреплению своего положения на рынке. Руководство любой компании рассматривает в стабильность и конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Достижение высоких результатов в любой сфере деятельности человека связано с рисками. Особое место в этом списке занимает предпринимательство, которое является синонимом умению рисковать и добиваться запланированных результатов.
Современная экономическая ситуация характеризуется высоким уровнем конкурентной борьбы, наличием разнообразных факторов, способных воздействовать на деятельность предприятия как позитивным, так и негативным образом. Поэтому в планировании работы компании и ее реализации необходимо учитывать потенциальные риски, чтобы своевременно реагировать на них, либо разработать комплекс мероприятий по снижению их негативного воздействия. Система риск-менеджмента, как правило, интегрирована в общую политику компании, исполнение ее планов и бизнес-стратегий.
Управление рисками на предприятии необходимо для решения следующих задач:
- Идентификации причин возникновения рисков, факторов их порождающих.
- Проведения анализа рисков, оценка степени их воздействия.
- Формулировка управленческих решений.
- Разработка антирисковой политики.
- Обеспечение мероприятий по снижению риска до приемлемого уровня.
- Создание условий для внедрения антикризисных мероприятий.
- Реализация контроля над исполнением управленческих решений в области риск-менеджмента.
- Оценка результатов проведенных мероприятий.
Если руководитель компании активно занимается вопросами управления рисками, внедряет их в практическую деятельность предприятия, то он сможет обеспечить стабильность его функционирования, а также создать возможности для эффективного управления финансовыми потоками. Именно поэтому, необходимость риск-менеджмента, как инструмента управления, должна быть доведена до всех специалистов, осуществляющих менеджмент на предприятии. При этом управление рисками требует от ответственных лиц опережающего мышления. То есть, управленец должен предвидеть возможные неудачи, а также анализировать узкие места в отданном ему участке производства.
Карта рисков
Риск-менеджмент представляет собой концепцию выявления, оценки и минимизации потенциальных рисков, связанных с работой компании. В ходе его первого этапа руководство разрабатывает стратегию управления негативными тенденциями, утверждает ее, а также определяет тактику поведения в краткосрочной перспективе. Следующий шаг - выявление и идентификация угроз, связанных с основной деятельностью. Для этих целей используется инструмент – карта рисков.
Картографирование потенциальных рисков начинается с проведения всем известного SWOT-анализа. Он проводится в ходе работы над имеющейся информацией. Сюда относят такие виды информации, как финансовая, управленческая, маркетинговая, договорная, нормативная. На основе СВОТ-анализа проводится мозговой штурм, благодаря которому выявляется перечень факторов, способных повысить или снизить влияние рисков.
Далее составляется таблица потенциальных рисков с учетом их ранжирования по степени воздействия на работу компании. Такую таблицу еще называют профилем факторов риска. Часто прибегают к формулированию свода рисков с указанием связей между ними.
Идентификация рисков позволяет описать их с качественной и количественной стороны, то есть максимально изучить их, что позволит осуществлять более эффективное управление. Здесь необходимо учитывать следующие параметры:
- Степень взаимосвязи между факторами.
- Место их возникновения.
- Потенциальный ущерб, который они могут принести.
- Вероятность возникновения риска.
Таким образом появляется возможность оценить размер потенциальных потерь или ущерба от воздействия тех или иных факторов. Далее реализуется оценка риска сначала с качественной стороны, а затем, рассчитывается количественный ущерб, который он способен нанести. Картографирование в данном случае позволяет сопоставить риски между собой, отследить вероятность их возникновения.
Руководитель сам устанавливает параметры оценки степени воздействия рисков. Создается карта, которая может выглядеть следующим образом:
Рисунок 1. Карта рисков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от особенностей своей основной деятельности компания самостоятельно определяет степень опасности, а также единицы, в которых будет ее измерять. Например, один предприниматель будет оценить возможность заработать, а другой – вероятность потерять. То есть, рассматривая вероятность потерь, предприниматель устанавливает себе пороги, достижение которых будет свидетельствовать о том, что риск становится неуправляемым. Обычно берется привычный диапазон от 0 до 1 или от 0 до 100. В этих рамках определяется шаг, каждому из которых приписываются определенные свойства.
Анализ с помощью карты рисков
Рекомендованная частота построения карты рисков составляет один квартал. Каждые три месяца предлагается пересматривать действующие и потенциальные риски. На основе сбора данных необходимо проводить анализ, который позволит увидеть опасные и приемлемые риски в текущем моменте, а также в будущих периодах в зависимости от изменений в деятельности предприятия.
Карта рисков в этом случае позволяет решать следующие задачи:
- Если риск попадет в число опасных, то он потребует немедленного реагирования от руководства.
- Если риск сохраняется в долгосрочной перспективе и несет перманентную опасность, то мероприятия по его управлению должны так же разрабатываться на длительный период.
- Если риск является небольшим и управляемым, то для него разрабатывается план мероприятий по сдерживанию и контролю.
Карты рисков могут создаваться в виде диаграмм или таблиц. В последних по строкам может описываться фактор воздействия, а по столбцам определяться степень его воздействия и вероятность возникновения. Опасность риска оценивается количеством пометок о его влиянии на работу компании. Безусловно составление карты не является панацеей. Составитель или эксперт может ошибаться, так как анализ рисков тесно связан с прогнозированием. Однако, регулярное проведение анализа подобного плана позволяет отследить закономерности, а значит, повысить эффективность данного метода исследования.
Составление карты рисков является инструментом, позволяющим наглядно изобразить весь перечень факторов, воздействующих на предприятие. Для того, чтобы создать максимально приближенную к реальности карту используются все возможные источники информации и документации, в том числе, может проводиться интервьюирование сотрудников и покупателей, внедрятся опросники, применяться экспертные обзоры и исследования отрасли или конкретного вида хозяйственной деятельности.
Для успешной разработки карты рисков необходимо подобрать специалистов, способных видеть будущее развитие предприятия, оценить границы приемлемого риска, а также разработать оптимальный план действий.