Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Карта рисков

Определение 1

Карта рисков – это инструмент для выявления и идентификации угроз, связанных с деятельностью предприятия.

Риск-менеджмент в управлении предприятием

Определение 2

Риск-менеджмент – это составная часть управления предприятием, направленная на создание баланса между получением прибыли и сопутствующими этому процессу рисками.

Работа предприятий направлена на максимизацию собственных доходов, укреплению своего положения на рынке. Руководство любой компании рассматривает в стабильность и конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Достижение высоких результатов в любой сфере деятельности человека связано с рисками. Особое место в этом списке занимает предпринимательство, которое является синонимом умению рисковать и добиваться запланированных результатов.

Современная экономическая ситуация характеризуется высоким уровнем конкурентной борьбы, наличием разнообразных факторов, способных воздействовать на деятельность предприятия как позитивным, так и негативным образом. Поэтому в планировании работы компании и ее реализации необходимо учитывать потенциальные риски, чтобы своевременно реагировать на них, либо разработать комплекс мероприятий по снижению их негативного воздействия. Система риск-менеджмента, как правило, интегрирована в общую политику компании, исполнение ее планов и бизнес-стратегий.

Управление рисками на предприятии необходимо для решения следующих задач:

  1. Идентификации причин возникновения рисков, факторов их порождающих.
  2. Проведения анализа рисков, оценка степени их воздействия.
  3. Формулировка управленческих решений.
  4. Разработка антирисковой политики.
  5. Обеспечение мероприятий по снижению риска до приемлемого уровня.
  6. Создание условий для внедрения антикризисных мероприятий.
  7. Реализация контроля над исполнением управленческих решений в области риск-менеджмента.
  8. Оценка результатов проведенных мероприятий.
«Карта рисков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Если руководитель компании активно занимается вопросами управления рисками, внедряет их в практическую деятельность предприятия, то он сможет обеспечить стабильность его функционирования, а также создать возможности для эффективного управления финансовыми потоками. Именно поэтому, необходимость риск-менеджмента, как инструмента управления, должна быть доведена до всех специалистов, осуществляющих менеджмент на предприятии. При этом управление рисками требует от ответственных лиц опережающего мышления. То есть, управленец должен предвидеть возможные неудачи, а также анализировать узкие места в отданном ему участке производства.

Карта рисков

Риск-менеджмент представляет собой концепцию выявления, оценки и минимизации потенциальных рисков, связанных с работой компании. В ходе его первого этапа руководство разрабатывает стратегию управления негативными тенденциями, утверждает ее, а также определяет тактику поведения в краткосрочной перспективе. Следующий шаг - выявление и идентификация угроз, связанных с основной деятельностью. Для этих целей используется инструмент – карта рисков.

Картографирование потенциальных рисков начинается с проведения всем известного SWOT-анализа. Он проводится в ходе работы над имеющейся информацией. Сюда относят такие виды информации, как финансовая, управленческая, маркетинговая, договорная, нормативная. На основе СВОТ-анализа проводится мозговой штурм, благодаря которому выявляется перечень факторов, способных повысить или снизить влияние рисков.

Далее составляется таблица потенциальных рисков с учетом их ранжирования по степени воздействия на работу компании. Такую таблицу еще называют профилем факторов риска. Часто прибегают к формулированию свода рисков с указанием связей между ними.

Идентификация рисков позволяет описать их с качественной и количественной стороны, то есть максимально изучить их, что позволит осуществлять более эффективное управление. Здесь необходимо учитывать следующие параметры:

  1. Степень взаимосвязи между факторами.
  2. Место их возникновения.
  3. Потенциальный ущерб, который они могут принести.
  4. Вероятность возникновения риска.

Таким образом появляется возможность оценить размер потенциальных потерь или ущерба от воздействия тех или иных факторов. Далее реализуется оценка риска сначала с качественной стороны, а затем, рассчитывается количественный ущерб, который он способен нанести. Картографирование в данном случае позволяет сопоставить риски между собой, отследить вероятность их возникновения.

Руководитель сам устанавливает параметры оценки степени воздействия рисков. Создается карта, которая может выглядеть следующим образом:

Карта рисков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Карта рисков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В зависимости от особенностей своей основной деятельности компания самостоятельно определяет степень опасности, а также единицы, в которых будет ее измерять. Например, один предприниматель будет оценить возможность заработать, а другой – вероятность потерять. То есть, рассматривая вероятность потерь, предприниматель устанавливает себе пороги, достижение которых будет свидетельствовать о том, что риск становится неуправляемым. Обычно берется привычный диапазон от 0 до 1 или от 0 до 100. В этих рамках определяется шаг, каждому из которых приписываются определенные свойства.

Анализ с помощью карты рисков

Рекомендованная частота построения карты рисков составляет один квартал. Каждые три месяца предлагается пересматривать действующие и потенциальные риски. На основе сбора данных необходимо проводить анализ, который позволит увидеть опасные и приемлемые риски в текущем моменте, а также в будущих периодах в зависимости от изменений в деятельности предприятия.

Карта рисков в этом случае позволяет решать следующие задачи:

  1. Если риск попадет в число опасных, то он потребует немедленного реагирования от руководства.
  2. Если риск сохраняется в долгосрочной перспективе и несет перманентную опасность, то мероприятия по его управлению должны так же разрабатываться на длительный период.
  3. Если риск является небольшим и управляемым, то для него разрабатывается план мероприятий по сдерживанию и контролю.

Карты рисков могут создаваться в виде диаграмм или таблиц. В последних по строкам может описываться фактор воздействия, а по столбцам определяться степень его воздействия и вероятность возникновения. Опасность риска оценивается количеством пометок о его влиянии на работу компании. Безусловно составление карты не является панацеей. Составитель или эксперт может ошибаться, так как анализ рисков тесно связан с прогнозированием. Однако, регулярное проведение анализа подобного плана позволяет отследить закономерности, а значит, повысить эффективность данного метода исследования.

Составление карты рисков является инструментом, позволяющим наглядно изобразить весь перечень факторов, воздействующих на предприятие. Для того, чтобы создать максимально приближенную к реальности карту используются все возможные источники информации и документации, в том числе, может проводиться интервьюирование сотрудников и покупателей, внедрятся опросники, применяться экспертные обзоры и исследования отрасли или конкретного вида хозяйственной деятельности.

Замечание 1

Для успешной разработки карты рисков необходимо подобрать специалистов, способных видеть будущее развитие предприятия, оценить границы приемлемого риска, а также разработать оптимальный план действий.

Дата последнего обновления статьи: 07.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot