Виды рентабельности
Любое производство должно приносить прибыль. В противном случае предприятию грозят убытки и разорение. Исключение могут составлять только производства, находящиеся на постоянной дотации со стороны государства. Эти дотации могут предоставляться для выполнения определенных социальных программ (выпуск товаров для детей, для малообеспеченных категорий населения, специальные государственные заказы). Во всех остальных случаях прибыль является целью и стимулом предпринимательства.
Прибыль – это превышение доходов от реализации товаров над расходами по их производству.
В рыночной экономике существует несколько показателей доходности компаний. Абсолютным показателем является размер прибыли, получаемый предприятием. Но его сложно сопоставлять с аналогичными показателями других фирм и компаний. Ведь они могут иметь разные мощности, разные объемы производства. Поэтому более целесообразным является применение относительных показателей. Таковым является рентабельность предприятия. Это относительная характеристика, позволяющая сравнивать эффективность работы различных предприятий и выпуск разноплановой продукции.
Рентабельностью называют относительный показатель эффективности производства, который характеризует уровень отдачи вложенных средств и степень использования производственных ресурсов.
Данный показатель дает информацию о получаемой прибыли от продаж товара на каждую вложенную в производство денежную единицу (рубль, евро, доллар и т.п.). Другими словами, рентабельность характеризует доходность предприятия как конечный результат хозяйственной деятельности. Основными показателями (видами) рентабельности являются следующие:
- рентабельность активов (как оборотных, так и необоротных);
- рентабельность капитала (собственного, ссудного, инвестируемого);
- рентабельность основных производственных фондов;
- рентабельность продукции;
- рентабельность реализации (продаж);
- рентабельность производства;
- рентабельность управленческого аппарата;
- рентабельность рабочей силы и пр.
Общий смысл всех этих характеристик – показать сумму прибыли на одну вложенную в производство единицу денежных средств в любой валюте.
Оценка рентабельности предприятия
Рентабельность можно рассматривать как финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Данный результат, независимо от организационной и правовой формы предприятия, выражается либо в виде прибыли, либо в виде убытка. Главным положительным показателем эффективности работы производства, фирмы, организации и источником их финансовых поступлений и накоплений есть полученная за определенный отрезок времени прибыль.
Поэтому в экономической литературе можно встретить еще одно определение понятия рентабельности:
«Рентабельностью называется показатель экономической эффективности производства (деятельности предприятий и организаций), который в комплексе отражает степень эффективности использования всех привлеченных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых)».
В конечном итоге, рентабельность – это не что иное, как показатель соотношения дохода и капитала, который был вложен в бизнес для получения этого дохода. Применяя различные способы исчисления рентабельности, можно сравнить доходность предприятия с альтернативными вариантами использования капитала или с доходностью, получаемой другими предприятиями в аналогичных условиях риска. Так как применяют несколько вариантов расчета рентабельности, то этот показатель позволяет комплексно охарактеризовать работу предприятия, уровень ее эффективности.
Показатели рентабельности дают возможность получить представление о факторной среде формирования прибыли предприятия. Другими словами, мы можем узнать, в каких условиях создается прибыль, какие факторы способствуют ее увеличению. Из-за этого определение рентабельности является обязательным условием для финансовой оценки состояния предприятия и сравнительного анализа.
Рентабельность – это важный инструмент инвестиционной политики и системы ценообразования. Поэтому, несмотря на различные подходы к классификации показателей рентабельности, все их виды делят на три группы – показатели рентабельности хозяйствования, показатели рентабельности финансовой деятельности (финансовой рентабельности) и характеристику рентабельности продукции.
Общую рентабельность предприятий, компаний и объединений можно определить по отношению прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов и оборотных средств. Для их расчета применяется следующая формула:
$R = П:(Оф + Ос) \cdot 100$%,
где $R$ - уровень рентабельности, %; П - прибыль; Оф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Ос - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Повышение и снижение рентабельности
Каждый предприниматель стремится повысить рентабельность своего предприятия. Это может быть достигнуто несколькими путями. Наиболее часто используются такие варианты, как увеличение объема (количества) выпускаемой продукции, улучшение качества продукта и снижение себестоимости продукции.
Существенно влияют на повышение рентабельности следующие мероприятия:
- внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- организационные мероприятия по ресурсо- и энергосбережению;
- увеличение объемов реализации продукции;
- усовершенствование потребительских свойств продукции;
- расширение производства за счет привлечения свободных средств (заемного капитала);
- снижение материалоемкости продукции;
- повышение уровня квалификации персонала;
- своевременное техническое перевооружение предприятия;
- поиск более дешевого сырья или новых его источников;
- изменение лизинговой и маркетинговой политики предприятия;
- повышение эффективности использования преимуществ географического положения и транспортных условий предприятия;
- совершенствование управленческих методов работы и системы стимулирования персонала;
- применение политики социального партнерства.
Невыполнение указанных мероприятий или просчеты при их организации и проведении могут привести к обратному эффекту. Увеличатся затраты на производство, снизится производительность труда или качество продукции. Все эти процессы и обстоятельства приведут к снижению всех показателей рентабельности на предприятии.