Общие понятия о рентабельности
Любой вид хозяйственной деятельности связан с определенными затратами, которые несет предприниматель или производитель. В эти затраты входит стоимость сырья и энергоносителей, стоимость средств производства и рабочей силы, налоги и всевозможные выплаты. Вся совокупность этих затрат носит название издержек производства.
Денежное выражение стоимости всех затрат и выплат на производство товара называется издержками производства.
Стоимость затрат, понесенных для выпуска единицы продукции называется себестоимостью.
Произведенная продукция реализуется на рынке. В зависимости от условий рынка (конкуренции, спроса, предложения) на любой товар устанавливается цена. Она может меняться при изменении рыночной ситуации.
Ценой называется рыночная стоимость товара в денежном выражении.
В результате продажи товара формируется прибыль предприятия. Но она включает в себя и понесенные затраты. Именно на этом этапе можно судить о степени эффективности производства и выгодности производства именно данного товара. Существует два вида понятий эффективности. Абсолютным показателем доходности является размер прибыли, полученной от продажи товара или оказания услуги. А относительной характеристикой доходности является рентабельность.
Рентабельностью называется общий показатель эффективности хозяйствования предприятия, выраженный в виде сопоставления размеров доходов (прибыли) и понесенных затрат.
Показатель рентабельности необходим для финансового анализа состояния предприятия, сравнения его с аналогичными предприятиями отрасли. Так как это относительный показатель, то можно сопоставлять показатели рентабельности разных предприятий и сравнивать их между собой. Подобное сравнение необходимо для поиска путей улучшения эффективности работы предприятия (компании, фирмы). Показатели рентабельности сравнивают с показателями коэффициента полезного действия.
Классификация видов рентабельности
В разное время исследователи экономических процессов оценивали разные стороны эффективности производства. Поэтому возникла целая система классификации видов рентабельности. В настоящее время в экономике выделяют следующие виды рентабельности:
- рентабельность продаж;
- рентабельность продукции;
- рентабельность себестоимости;
- рентабельность активов;
- рентабельность инвестиций;
- рентабельность рабочей силы (персонала).
Это основные виды рентабельности. Каждый из них может нести несколько подвидов (разновидностей) рентабельности. Например, в рентабельности активов выделяют рентабельность оборотных активов и рентабельность необоротных активов.
Была разработана универсальная формула расчета рентабельности. Она имеет следующий вид:
RO = (Вид прибыли / показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать) $\cdot$ 100%
Числителем в данной формуле, как правило, используют прибыль от продаж и чистую прибыль. В знаменателе может использоваться, например, стоимость объема продаж (выручка)
Способы расчета рентабельности предприятия
Ввиду разных целей применяются и разные способы расчета рентабельности. Поэтому и формулы расчетов могут отличаться между собой. Самая простая формула расчета рентабельности предприятия выглядит следующим образом:
Р = П / З $\cdot$ 100% ,
где Р – рентабельность, П – прибыль за определенный период времени, З – затраты за этот же отрезок времени. Временной отрезок может означать месяц, квартал, полугодие, год и т.д. Процентное выражение делает показатель рентабельности универсальным и сопоставимым. Данная формула позволяет определить размер прибыли на каждую внесенную денежную единицу (доллар, евро, рубли и пр.).
Если использовать данные балансовой отчетности, то можно применить следующую формулу:
Р = Бп / Са $\cdot$ 100%,
где Р – общая рентабельность, Бп – балансовая прибыль, Са – суммарная стоимость активов.
Именно данная формула используется для расчета рентабельности предприятия. Она отражает отношение чистой прибыли к величине всех расходов. Но рентабельность сама по себе не является полноценной информацией о развитии компании (фирмы). Поэтому использование только одного показателя даст неполную картину. Для более полного анализа рентабельности предприятия рассчитывают рентабельность основной деятельности, рентабельность активов и рентабельность продаж.
Рентабельность основной деятельности
Данный показатель позволяет оценить эффективность не только основных видов деятельности предприятия, но и деятельность, связанную со сбытом (реализацией) произведенного продукта. Особенно важным является то, что можно получить данные о прибыли, получаемой на каждую внесенную в дело денежную единицу и связать производство с реализацией профильного продукта.
При расчетах используется соотношение между прибылью и следующими величинами:
- себестоимостью проданного товара (продукты и услуги);
- себестоимостью коммерческих (торговых) расходов;
- себестоимостью управленческих расходов.
Данный подход позволяет оценить способность предприятия самостоятельно покрыть понесенные расходы за счет полученной прибыли. Поэтому предлагается еще один вариант формулы расчета рентабельности:
Р = Прп / З $\cdot$ 100% ,
где Р – рентабельность, З – сумма затрат, Прп – сумма прибыли от реализованной продукции (продажи). Используется также такой показатель, как внутренняя норма рентабельности. Он применяется для оценки эффективности и целесообразности вложения средств в производство (инвестиций).
Внутренней нормой рентабельности называется минимальная норма рентабельности, при которой минимальная норма прибыли или стоимость капиталов предприятия превышает минимальный уровень затрат (издержек производства).
Помимо этого применяют еще такие показатели, как валовая рентабельность, рентабельность основных средств, рентабельность управленческих расходов и пр.