Понятие рентабельности
В экономической теории под изучение процессов внутри предприятия выделена отдельная дисциплина. В отличие от макроэкономического и микроэкономического подхода экономика предприятия рассматривает хозяйствующий субъект, как систему, подвергающуюся влиянию факторов внутренней и внешней среды. Если для микроэкономики спрос и предложение рассматриваются как равнозначные величины, то в экономике предприятия спрос является лишь внешним фактором влияния.
Экономика предприятия занимается всесторонним изучением и анализом следующих функциональных составляющих хозяйственного субъекта, а именно:
- структуры производства;
- организации производственного процесса;
- рационального использования капитала, а так же основных и оборотных фондов;
- ценообразования;
- расчета себестоимости продукции;
- анализа текущих и постоянных издержек;
- движения финансовых средств;
- оптимизацией использования труда и его оплатой;
- материальным и техническим обеспечением производства;
- разработкой инфраструктуры;
- повышением качества продукции;
- природоохранной деятельностью;
- социальными мероприятиями по стимуляции сотрудников и созданию благоприятных условий труда;
- разработкой и организацией эффективной правленческой системы.
Целью деятельности любого предприятия на рынке является получение прибыли. Из-за того, что спрос оказывает сильное влияние на сбыт продукции, можно сказать, что предприятие так же осуществляет деятельность по удовлетворению общественной потребности.
Для того, чтобы понимать, насколько успешно действует хозяйствующий субъект на рынке предпринимателю необходимо знать две экономических величины: прибыль и рентабельность.
Прибыль выступает результатом хозяйственной деятельности, определяя успешность коммерческой организации. Она является абсолютным финансовым показателем, представляя собой отношение дохода к производственным затратам. Однако, прибыль не дает понимания о процессах, формирующих ее. Поэтому применяется относительный показатель, описывающий доходность.
Рентабельность – это величина, показывающая рациональность использования ресурсных и финансовых вложений в производственный процесс.
В общем виде представляет собой отношение прибыли к определенным факторам производственной деятельности. Обычно рассчитывается относительно каждого вложенного рубля. Обозначается в процентах.
Сущность рентабельности предприятия
Рентабельность более точно показывает коэффициент полезного действия функционирования предприятия. Она же определяет положительное значение прибыли, то есть прибыльность всех процессов, заложенных в ее достижении.
Она может быть абсолютной или относительной.
Абсолютная рентабельность позволяет проанализировать и определить колебания показателей прибыли в зависимости от определенных вложений за конкретные периоды времени. При проведении таких расчетов необходимо учитывать инфляционные изменения.
Относительный показатель прибыльности показывает отношение прибыли к капвложениям, либо отношение дохода к затратам, то есть он менее подвержен инфляционному влиянию.
Как показатель результата, рентабельность определяет прибыльно или убыточно сработало предприятие, возрос или снизился объем производства. Позволяет скоординировать управленческие действия для оптимизации процессов внутри хозяйствующего субъекта. Так же позволяет спрогнозировать модели получения прибыли в будущих периодах.
Важно отметить, что рентабельность предприятия оказывает влияние на государство и потребителя. Только рентабельное производство позволяет удовлетворять общественный спрос. Если же покупатели позитивно реагируют на продукцию компании, то повышают ее совокупный доход. Для государства в прибыльности коммерческой организации так же есть выгода в виде получения налоговых отчислений на прибыль в государственный бюджет.
Для хозяйствующего субъекта рентабельность создает определенный резерв средств, которые можно снова вложить в производственный процесс.
В росте рентабельности заинтересованы как владельцы и инвесторы коммерческой организации, так и работники, при условии эффективной социальной политики внутри предприятия.
Расчет и анализ рентабельности определяет управление инвестициями и ценовой политикой компании.
Формирование рентабельности предприятия
Рентабельность показывает пути формирования прибыли хозяйствующего субъекта, а так же доходов предприятия. То есть прибыльность коммерческой организации базируется на системе создания совокупного дохода от деятельности компании.
Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение определенного вида дохода к той или иной базе расчета. Однако, эффективность хозяйственной деятельности в целом может быть выражена только совокупностью всех показателей рентабельности.
Основные показатели прибыльности можно сгруппировать в следующие совокупности:
Рентабельность продукции
Может быть рассчитана относительно прибыльности единицы продукции, так она покажет эффективность затрат на производство одного товара.
Рентабельность = Прибыль/себестоимость $\cdot$ 100%
Либо же прибыльность продукции может быть определена как доход от вложенного капитала.
Р = (ВК $\cdot$ УД)/(С $\cdot$ ОР) $\cdot$ 100%
где Р – рентабельность, ВК – вложенный капитал, УД – уровень доходности, С – себестоимость, ОР – объем реализации.
Рентабельность продаж
Показывает прибыль от продажи единицы товара. Данный показатель характеризует уровень конкуренции на этот товар, кроме того, позволяет оценить колебание спроса. Если себестоимость товарной единицы снижается, то потребительский интерес к продукции данного хозяйствующего субъекта снижен.
Рассчитывается по формуле:
Р = Ппр/В $\cdot$ 100%
где Р – рентабельность, Ппр – прибыль от продаж, В – выручка
Такой показатель рассчитывается на основании чистой прибыли, то есть после налоговых вычетов.
Рентабельность инвестиций
В экономической литературе обозначается как ROI и показывает отдачу от вложенных средств. Для расчетов может браться любой вид прибыли, но как правило, применяются значения чистой и балансовой прибыли.
Рентабельность инвестиций зависит от скорости оборачиваемости вложенных активов, а так же доли прибыли после налоговых вычетов в выручке от продаж и средней стоимости активов на определенный период.
Всегда важно отслеживать скорость оборачиваемости. Ее замедление может сигнализировать как об изменениях во внешней среде фирмы, например, повышении инфляции, изменений в договорных отношениях с поставщиками и контрагентами. Внутренними факторами в данном случае являются нерациональное управление запасами и недобросовестное ведение расчетов с покупателями.