Прибыль
Прибыль – это сумма, остающаяся у предпринимателя от доходов после выплаты им всех налогов и обязательных взносов.
Целью предпринимательской деятельности является регулярное извлечение прибыли. Он создает предприятие для того, чтобы получать добавочную стоимость и реинвестировать ее в производственный процесс. Все средства, которые остаются у предпринимателя являются его прибылью. В экономике различаются следующие виды прибыли:
- Бухгалтерская.
- Экономическая.
Бухгалтерская показывает разницу между принимаемыми к учету доходами и расходами. Экономическая прибыль является более широким понятием. Она показывает все неиспользованные предпринимателем альтернативы в виде упущенных выгод.
Для разных целей может рассчитываться общая прибыль и чистая прибыль, а также ее валовое значение. Валовая представляет собой разницу между выручкой и себестоимостью. Она нужна для того, чтобы увидеть тот объем дохода, который дает производственная деятельность. Чистая прибыль уже очищена от налогов. Это та сумма, которая остается на руках после отчетного периода.
В экономической теории существуют разные подходы к определению природы прибыли. Считается, что предприятию необходимо монополизировать свое присутствие на рынке, чтобы иметь возможность регулировать размер своего дохода. Конъюнктурные теории говорят о том, что весь доход будет распределяться между разными факторами согласно размеру предельного продукта.
Таким образом, прибыль является целью предпринимательской деятельности. Она делает экономическую активность целесообразной. Если прибыль отрицательная, то это говорит об убыточности предприятия. Есть теория, говорящая о том, что капитал способен приносить доход. Но прибылью этот капитал становится тогда, когда под влиянием предпринимательских навыков доход становится регулярным и начинает расти.
Источники формирования прибыли
Себестоимость является важным элементом экономической политики предприятия. Отталкиваясь от ее размер, предприниматель закладывает цену реализации, что влияет на размер выручки. Следующим шагом становится контроль и анализ прибыли. Обычно составляется предварительный план и закладывается определенная ожидаемая сумма. Далее фактические показатели сравниваются с запланированными и вносятся соответствующие коррективы в работу.
Существуют факторы, которые влияют на сумму прибыли. Среди них выделяют:
- Изменение объема сбыта.
- Изменение ассортимента
- Изменение себестоимости.
Объем сбыта приводит к увеличению прибыли естественным путем при условии, что расходы остаются на том же уровне, что и прежде. Рост прибыли укрепляет финансовое состояние фирм. Если растет объем реализации убыточной для компании продукции, то это ведет к уменьшению суммы прибыли. Структура ассортимента позволяет дифференцировать покупателей. То есть компания привлекает большое число потребителей и расширяет рынки сбыта, что провоцирует рост объема продаж. Изменение себестоимости продукции заключается в том, что изменяются расходы, непосредственно связанные с созданием готового блага.
Информация о прибыли и ее источниках может быть важна для кредиторов и инвесторов. Они пользуются отчетом о прибылях и убытках, чтобы сформировать представление о платежеспособности предприятия на будущие периоды. Для тех и других способность компании нести ответственность по своим обязательствам является определяющим фактором.
Существуют неявные источники роста прибыли, например, эффективная маркетинговая или рекламная кампании, которые позволяют в краткосрочном периоде увеличить объем продаж. Рост прибыль можно обеспечить за счет скидок поставщиков или установления долгосрочных отношений с контрагентами. Стабильность предприятия, его способность получать прибыль регулярно является залогом долговременных и надежных отношений с другими компаниями.
Управление прибылью на предприятии
Прибыль демонстрирует составную часть финансовых ресурсов предприятия. Она демонстрирует обязательства и источники дохода. Доходы могут быть как реализационными, так и внереализационными. К последним относят поступления от контрагентов в виде выплаты штрафов, неустоек и других обязательных платежей.
Задача руководства предприятия – распределение прибыли. Обычно оно проводится равномерно с целью восполнения фондов и обеспечения бесперебойности производства. Прибыль начинает формироваться с продажи готовых благ. Полученные деньги составляют выручку. После выплаты обязательных платежей полученная сумма подвергается распределению.
Распределение прибыли выглядит следующим образом:
- Постоянные расходы
- Переменные расходы.
- Доходы учредителей и акционеров.
- Формирование финансовых резервов и так далее.
Каждое предприятие самостоятельно определяет принципы и направления расходования средств.
Эффективное управление прибылью предполагает формирование стратегии, создание определенной организационной структуры, которая обеспечит более высокую эффективность принятия и реализации управленческих решений. Для управления необходима рабочая информационная система, которая позволит своевременно доставлять информацию с периферии к центральному аппарату управления. Далее прибыль распределяется и идет на решение различных производственных и непроизводственных задач. С помощью прибыли и расчета показателей с ее участием у предпринимателя появляется возможность контролировать эффективность принимаемых управленческих решений.
Управление прибылью обеспечивает возможность ее дальнейшего увеличения, создает оптимальное соотношение между формируемой прибылью и допустимыми рисками, позволяет повысить качество продукции, провести выплаты дохода на капитал для участников, сформировать достаточные внутренние ресурсы для финансирования различных нужд.